На первом же приеме я стараюсь объяснить больным следующие моменты:
  1. Мы не знаем, как действует гомеопатия.
  2. Химические вещества в гомеопатическом лекарстве растворены настолько, что не могут оказывать действие, аналогичное традиционным лекарствам.
  3. Г омеопатические лекарства обладают очевидной способностью сохранять некоторые свойства исходного вещества, даже если оно растворено настолько, что не определяется химическим анализом.
  4. Эти свойства стимулируют механизмы саморегуляции тела и психики, которые устраняют дисбаланс или расстройство, имеющееся у данного больного.
  5. Выбор гомеопатического лекарства очень индивидуален и основан на сопоставлении известных характеристик гомеопатического препарата и индивидуальных проявлений болезни у пациента.
  6. Такой подбор требует более детального изучения характеристик болезни и самого пациента, чем на приеме у обычного врача.
  7. Реакция на лечение может включать широкий круг изменений здоровья и самочувствия пациента.
  8. Эта реакция зависит от ответа самого организма на лекарство и не может контролироваться врачом.

Такое упрощенное обсуждение занимает очень мало времени и помогает больному осознанно подходить к происходящему.
Нельзя игнорировать и то, что такое вступление поможет больному понять, чего он должен ожидать от лечения. И это является частью терапевтического действия общения с врачом. Мы не должны упускать возможность осмысления тех различных ролей, которые играют разные элементы терапевтического процесса. Конечно, когда пациенту становится лучше, мы можем не вдаваться в подробности и не выявлять, какой из элементов терапевтического процесса подействовал в большей степени. Ho если мы будем их различать, мы сможем в последующем комбинировать эти элементы более эффективно для получения лучшего эффекта и лучшего понимания того, с чем нам приходится иметь дело. И это будет тем самым творческим объединением науки и искусства, к которому нам все время нужно стремиться.