Казалось бы, все в порядке: существуют оксиданты (свободные радикалы) и антиоксиданты – в организме и в природе. Но если болезни свободнорадикального окисления возникают, значит, далеко не все в порядке – или антиоксидантов не хватает, или они не усваиваются, или их активность в силу каких-либо причин ослаблена.
Значит, для того чтобы восстановить нарушенное окислительно-восстановительное равновесие, надо или давать организму больше антиоксидантов, или повышать их усвояемость, или стимулировать их активность.
Заманчивее всего выглядит путь стимулирования активности антиоксидантов-ферментов, т.е. тех антиоксидантов, которые вырабатываются самим организмом. Именно эти антиоксиданты являются «ремонтными» механизмами клетки, они нейтрализуют свободные радикалы и устраняют повреждения в белках, жирах или участках ДНК, не давая болезни развиться. Вводить дополнительно такие антиоксиданты извне невозможно – их просто не существует в природе. Получается, чтобы избежать болезней, вызываемых свободнорадикальным окислением,– надо научиться усиливать их активность.
Идя этим путем, т.е. усиливая активность ферментов, которые находятся внутри нашего организма и там борются со свободными радикалами, мы сумеем уничтожать повреждения клетки еще в зародыше, не давая патологии шансов развиться. Это не только удлинит срок нашей жизни, но и избавит нас от многих болезней. И тут свойства ионизированной воды являются уникальными: для усиления активности своих «родных» антиоксидантов – ферментов нашего организма (СОД, каталазы, пероксидазы)– мы не вводим в организм искусственно синтезированные химические препараты. Мы вводим в организм то, в чем он постоянно нуждается, то, что ему наиболее физиологически близко – воду. Воду с измененным редокс-потенциалом.
Другой путь повысить антиоксидативную активность организма – это введение антиоксидантов извне. Эффективность этого пути также не вызывает сомнений: понятие «пищевой антиоксидант» стало одним из самых актуальных в современной медицине. В настоящее время существуют профилактическая терапия пищевыми антиоксидантами (при этом витамины и другие антиоксиданты применяются в терапевтических дозах) и лечебная терапия антиоксидантами, когда применяются дозы антиоксидантов, значительно (в 5—20 раз) превышающие среднесуточную потребность в них. И тут ситуация очень противоречивая. С одной стороны, наблюдается эффект от применения антиоксидантов в высоких дозах при лечении таких заболеваний, как ревматоидный артрит, псориаз, онкологические заболевания. С другой стороны, лечебный эффект сопровождается побочными явлениями, зачастую полностью перечеркивающими смысл их применения. Приведу несколько примеров.
Среднесуточная потребность в витамине А составляет 3333 МЕ. Для лечебных целей витамин А выпускается в дозировках, значительно превышающих эту потребность. Например, при лечении псориаза у взрослых витамин А используется в дозе 33000 МЕ в сутки (в 10 раз выше среднесуточной), а в онкологических программах его дозы могут доходить до 50 000–100 000 МЕ в сутки и выше. Однако не следует забывать, что витамин А в высоких дозах может нарушать функции печени, вызывает бессонницу, выпадение волос, провоцирует нерегулярные месячные.
Долгое время биотин (витамин Н) был окружен ореолом славы витамина, обеспечивающего прочность ногтей, красоту волос и кожи. Поэтому его включали в самые разнообразные препараты и БАД с косметическими целями. Включали в довольно больших дозах, рассуждая, что чем больше, тем лучше. Созданные 20–30 лет тому назад многие витаминные и витаминно-минеральные комплексы содержат высокие разовые дозы биотина (до 250мкг), в то время как его суточная потребность составляет 30–50мкг. В последние годы были проведены многочисленные исследования по определению диапазона безопасных доз и токсичности высоких доз биотина. Согласно полученным данным, применение препаратов с высокими дозами биотина допустимо только при доказанном его дефиците. Если же биотина в организме достаточно, назначать его нельзя.
Совсем непросто обстоят дела с витамином С. Высокодозная терапия витамином С была впервые предложена Поллингом. Вообще-то Поллинг был прекрасным биохимиком и разбирался в вопросе, но медиком он не был. И поэтому рассуждал он с позиций биохимии, но не медицины. Рассуждал он следующим образом: горилла, в организме которой аскорбинка не вырабатывается и которая, так же, как человек, получает ее с пищей, за день съедает известное количество пищи. Содержание витамина С в ее пище известно. При подсчете выясняем, что за день горилла съедает 4г аскорбинки. Крыса сама синтезирует витамин С, поэтому с пищей ей его получать совсем не обязательно. Поллинг определил, сколько аскорбиновой кислоты синтезирует крыса на килограмм живого веса. Получилось то же количество на 1 килограмм, что и у гориллы. Если бы, как в фантастическом романе, появилась такая гигантская крыса, которая весила бы 80 килограммов, то она производила бы в своем гигантском 80-килограммовом теле те же 4г аскорбиновой кислоты. Таким образом Поллинг получил свою опорную цифру – 4г аскорбиновой кислоты, которую и пропагандировал в своих трудах.
По данным же ВОЗ, объявленной допустимой суточной дозой аскорбиновой кислоты является 2,5мг/кг массы тела в сутки, предельно допустимой суточной дозой – 7,5мг/кг массы тела (эта доза в 6,6 раз меньше, чем рекомендуемая Поллингом). (Шилов П.И., Яковлев Т.Н., 1974.) Большие дозы витамина С вредны больным с катарактой (так как снижают проницаемость капилляров, ухудшают питание тканей и обмен жидкости в передней камере глаза). Чем больше доза потребляемого витамина С, тем выше содержание в организме его окисленных форм. При применении мегадоз витамина С неизбежно его негативное влияние на почки, вследствие избыточного образования щавелевой кислоты, и образование мочевых камней. Большие дозы витамина С противопоказаны больным диабетом, так как приводят к угнетению инсулипродуцирующей функции поджелудочной железы и повышению сахара в крови. А так как аскорбиновая кислота стимулирует образование кортикостероидных гормонов, при применении ее больших доз возможно повышение артериального давления.
С другой стороны, большие дозы аскорбинки не только «калечат», но и лечат: например, в статье «Терапия витамином С при ревматоидном артрите» утверждается, что «для нормализации нарушений иммунной системы, которые обусловливают при ревматических заболеваниях боли и ограниченную функцию суставов, в целях устранения массивного дефицита витамина С можно применять его препараты в высоких дозировках как иммуномодулятор.
Такая терапия благоприятно действует против воспаления и утоляет боль». («Therapeutische Anwendung von Vitamin С und Beurteilung moeglicher genotoxischer Wirkung».)


Научиться усиливать активность антиоксидантов, вводимых с пищей, без увеличения их количества является необходимым условием эффективности их применения и возможности избежать осложнений высокодозной терапии. И то, что живая вода в несколько раз усиливает активность витаминов, флавоноидов, катехинов и других антиоксидантов, позволяет ввести новый метод применения антиоксидантов вместе с католитом в лечебных целях, в то же время применяя антиоксиданты не в виде высокодозной терапии, а только немного увеличивая их дозу и не доводя до осложнений высокодозной терапии.