Успехи классической медицины в борьбе с инфекцион ными заболеваниями неоспоримы. Но в настоящее врем пышным цветом расцвели хронические болезни, которы косят людей не менее успешно, чем инфекционные. Прав да медицинская статистика долгое время баюкала на данными, которые, казалось бы, свидетельствовали о рс сте средней продолжительности жизни людей. Однак стоит посмотреть вокруг, сняв розовые очки статистик* и вы убедитесь, что положение если и меняется в лучшу* сторону, то такими черепашьими шагами, которые несс измеримы с гигантскими затратами на развитие медиц* ны. Фактически люди так и не вышли из своего 70- 80-летнего предела даже в самых цивилизованных стрг нах. Отражение этого факта в общественном сознани нагляднее всего проявляется в нарастающем недовери к официальной медицине и массовом увлечении нетрад* ционными ее направлениями. Героями дня стали сегодн экстрасенсы, колдуны, шаманы, народные целител1 предлагающие быстрые и эффективные методы лечения
При всем моем глубоком уважении ко многим из ни я не могу не видеть, что не им суждено стать первопрlt; ходцами на долгом пути к духовному, психическом и физическому здоровью человечества. В них больнь люди видят ту соломинку, которая даст им возможное! спастись, не поступаясь ни одной из своих привычек, и одним из своих пристрастий, удовлетворение которь дает им ощущение психологического комфорта. На эт* привычках и пристрастиях веками паразитируют мной недобросовестные политики, которые чаще всего адрес ются не к разуму человека, а к его желудку, посколы слишком часто головной мозг является не более че
придатком желудка и используется лишь для изыскания средств к удовлетворению нездоровых прихотей и пристрастий.
Должна огорчить таких «мыслителей»: вы можете обмануть себя, но не природу, законы которой просты, разумны и исключительно целесообразны. Любые ваши излишества, в какой бы сфере жизни они ни проявлялись, будут оплачиваться съеживанием и без того крошечного лоскутка шагреневой кожи, которому уподобил наше земное бытие великий писатель. Мы должны понять до смешного простую истину: свобода человека определяется не нашими земными конституциями и сводами законов, а великими предписаниями природы. Следуйте им, и рухнут «берлинские стены», отделяющие нас от окружающего мира. Человек станет свободным, здоровым, счастливым гражданином Вселенной.
Но путь к действительно светлому будущему, а не к тому «земному раю», в котором, по обещаниям политиков, получат материальное воплощение все наши мечты и желания, произрастающие чаще всего из деформированного быта, лежит только через единение с природой, через познание ее законов. Здесь первое слово принадлежит ученым, прежде всего ученым-биологам, влияние которых на развитие цивилизации сегодня ничтожно. Не потому, что им нечего сказать людям. Беда в другом. В том, в частности, что, открывая все новые факты, расширяющие наши представления об «устройстве» живой материи, законах и принципах, определяющих ее развитие, одни ученые считают своим долгом популяризировать их, а другие предпочитают отмахиваться от нового. Забывая при этом, что знания (подчеркиваю — знания), а не идеи, овладевшие массами, становятся не просто материальной, а единственной в мире силой, которая способна остановить все ускоряющийся бег современной цивилизации к пропасти небытия. И с этой точки зрения открытие упоминавшегося в предыдущих главах явления саморегуляции, свойственного живым организмам, а также использование законов видового питания неизмеримо важнее для развития человечества, чем самые сверхбыстрые поезда и самолеты, автомобили и морские лайнеры, сверкающие пылесосы, полотеры и многое другое, что порой ассоциируется в нашем сознании с прогрессом человечества.
В свете этого открытия тускнеет многоцветье ярких упаковок с мертвыми, лишенными целебных свойств продуктами питания, утратившими свои биологические свойства после обработки в котлах и агрегатах «фабрик смерти»—современных предприятий пищевой промышленности.
А в каком тупике оказывается вся наша медицина, построенная на медикаментозном лечении симптомов болезней, если вспомнить о последних исследованиях физиологов, неопровержимо свидетельствующих о том, что природа при создании бактерии и кита, земляного червя и человека—всех живых организмов вообще—использует очень небольшое число однотипных функциональных блоков, процессов и механизмов. Это относится и к человеческому телу. Сердце, почки, печень, кишечник, мозг — все живые ткани, составляющие в совокупности организм человека, представляют собой конструкции, в которых использованы однотипные элементы. Поэтому лекарства, применяемые для лечения, скажем, «зашалившего» сердца, неминуемо окажут отрицательное воздействие и на другие, пока еще здоровые органы.
Поэтому я всегда утверждала и утверждаю: надо не лечить болезни, а устранять их причины. О них я тоже говорила более, чем достаточно.
Главная из причин—нарушение природного равновесия в такой сложно организованной, саморегулируемой и самообновляемой системе, как наш организм. И здесь самое время вернуться к началу этой главы, где обращалось внимание на тот факт, что ныне пальму первенства в уничтожении людей «перехватили» хронические заболевания, сильно потеснившие в этом плане инфекционные.