Внимание представляет собой особое состояние или энергетический уровень бодрствующего организма. Согласно некоторым авторам, это психологический термин для обозначения павловского ориентировочного рефлекса. Животное направляет свои органы чувств на восприятие неожиданных или биологических важных стимулов (например, таких, которые требуют оборонительной или агрессивной реакции) для создания оптимальных условий рецепции стимула. Иногда животное приближается к стимулу или совершает по направлению к нему поисковые движения.
Внимание как отбор стимулов. Некоторые исследователи полагают, что назначение ориентировочного рефлекса состоит в выборе данного стимула из совокупности одновременных стимулов. Другие считают (и мы согласны с ними), что выбор стимула — процесс более сложный, чем ориентация, и именно этот выбор психологи называют «вниманием». Ориентация — это общая реакция на специфический стимул; внимание же представляет собой нечто большее: это отбор определенных стимулов и подавление других, причем в одних нейронах усиливается возбуждение, а другие тормозятся. В мозгу растет число нейронных групп, находящихся в противоположных состояниях, что позволяет обеспечить более высокое отношение сигнал/шум и получить больше полезной информации. Ориентировочный рефлекс служит той же цели, т. е. увеличивает количество информации, но при этом не применяются никакие «фильтрующие» устройства; иными словами, при этом нет сильного торможения. Между тем в феномене внимания тормозные механизмы играют важную роль. Этот вопрос будет рассмотрен более подробно, когда речь пойдет о научении.
С нейрофизиологической точки зрения ориентация — это прежде всего ретикулярная функция. Стимул «включает» активирующую систему ствола мозга, что ведет к диффузной активации больших полушарий. Внимание тоже основано на неспецифическом усилении тонуса коры, но оно является таламической и корковой функцией. Ненужные в данный момент участки произвольно или спонтанно затормаживаются. Ливанов
регистрировал вызванные потенциалы одновременно в нескольких десятках точек коры при помощи многоканального аппарата, демонстрирующего корковый феномен внимания в форме ярких и тусклых световых пятен. На экране его электроэнце- фалоскопа можно было следить за «миграцией» очагов активности, т. е. их расширением и концентрированием.
«Нейроны внимания». С помощью микроэлектродов в коре обнаружены специальные клетки, названные «нейронами внимания». Например, Галамбос (Galambos) нашел такие клетки в слуховой коре кошки. Их потенциалы действия регистрировались только тогда, когда поведение кошки показывало, что ее внимание направлено на применяемый стимул.
Привыкание и адаптация. И ориентация, и внимание — процессы нестабильные. При многократном повторении стимула ответы постепенно ослабевают. Стимул перестает быть новым, и активность ретикулярных клеток падает. Повышенный тонус ядер таламуса и коры не поддерживается. Это явление называют привыканием. Феномен привыкания отличен от адаптации периферических рецепторов — хорошо известной реакции на непрерывную или многократную стимуляцию, основанной на повышении порога возбуждения.
Привыкание — это центральный процесс: повторная стимуляция приводит к постепенному ослаблению ретикулярной реакции, как показывает запись потенциалов в стволе мозга. Привыкание служит примером пластичности коры, т. е. ее способности по-разному отвечать на повторные раздражения. В этом оно сходно с научением. Механизм его неизвестен, но полагают, что в нем участвует саморегулирующаяся система, которая состоит из ретикулярной формации ствола мозга и ее антагонистов — прежде всего коры, гиппокампа и лимбической системы (см. гл. 9).
Как полагают, явления ориентировочной реакции, внимания и привыкания, находящиеся под ретикулярным контролем, играют важную роль в оценке количества входной информации и в отделении сигнала от шума.