Прочтя предыдущий раздел, читатель-небиолог вправе задать несколько своеобразный вопрос: если столько важных психических процессов и событий в висцеральной сфере происходит вне сознания, то что же остается в сознательной сфере и какие психические процессы определяют сознательное состояние?
Восприятие — сознательная деятельность. Мы попытались ответить на этот вопрос в начале главы и хотим только добавить, что большинство сенсорных и моторных функций, связанных с внешней средой (ввод или прием информации, выдача инструкций, говоря на языке кибернетики; соматические аффе- пентные или эфферентные процессы — на языке физиологии), осуществляются сознательно. Таким образом, осознание прежде всего распространяется на информацию из внешнего мира, которая отражается в ощущениях и обработка которой приводит к активности, главным образом к произвольным движениям.
Кроме того, мы осознаем также целый ряд психических явлений, не связанных непосредственно с сенсорными и двигательными функциями. Мы испытываем какую-либо эмоцию (радость, горе и т. п.) и в то же время осознаем это (наряду с этим, конечно, существуют, и неосознаваемые переживания,
как мы уже говорили). Мы можем вспоминать что-нибудь и тут же осознавать, что мы это вспоминаем, и т. д.
Самосознание. Сознательное состояние, таким образом, означает, что мы осознаем существование наших собственных психических процессов. Этот накладывающийся феномен и служит основой самосознания. В связи с нашими ощущениями, действиями и переживаниями мы осознаем существование и единство нашей личности. Психофизические методы, описанные в на-
Рис. 47. Кортикальная локализация речевой функции.
Рис. 47. Кортикальная локализация речевой функции. Повреждения разных участков коры больших полушарий могут нарушать письмо (J), чтение (2), речевую артикуляцию (3) или понимание речи (4).


чале книги, используют эту способность человека, называемую интроспекцией.
Возникает вопрос: каким образом развилась эта человеческая способность осознавать психические процессы, связанные с окружающей средой? Как уже упоминалось выше в этой главе, осознание включает в себя одновременное отражение событий в форме речи или мысли («внутренней речи»).
Вторая сигнальная система. В ранней истории человечества должно было наступить качественное изменение в способах коммуникации, выходящее за пределы сигнального языка, свойственного сообществам животных. Это должно было произойти, когда возникла нужда в членораздельной человеческой речи в связи с примитивной общественной жизнью и коллективным трудом (рис. 47). Развитие речевой функции одновременно означало появление сознания. Язык примитивных людей был предельно конкретным: каждое естественное явление называлось своим именем. Так, например, имелись разные слова для дождливой погоды, ясной погоды и солнечной погоды, а отвлеченного понятия «погода» не существовало. Такие языки, сходные со звуками животных, были односложными, и в них преобладали бессознательные эмоциональные элементы.

В процессе все более дифференцированной трудовой деятельности и общественного развития из этой бессознательной, односложной, конкретной, эмоциональной речи развилась наша сознательная, членораздельная, абстрактная и рациональная речь. Мы не можем рассматривать здесь физиологию речи, но отметим, что, учась первым словам (вторичным сигналам), обозначающим внешние раздражители, ребенок делает первые шаги по пути к абстракции. Говоря «окно», он называет не только определенный знакомый ему предмет, но и все те сходные предметы, которые он может воспринять с помощью первой сигнальной системы.
Физиологическую основу обобщения вторичных сигналов надо искать в процессах иррадиации и генерализации возбуждения в коре большого мозга. Все новые слова, выученные ребенком, приводят в действие такой механизм. Когда мы выражаем общие качества окружающих предметов, процессы абстрагирования приводят к тому, что слова становятся понятиями. Понятия возникают в результате отделения существенных свойств и отношений от несущественных. В мозгу это происходит в форме концентрации возбуждения. Таким образом, биологическая основа абстрагирования — это иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме.
По мнению большинства авторов, мысли человека, не выраженные вслух, можно рассматривать как «внутреннюю речь». Возбуждение, относящееся ко второй сигнальной системе, в этом случае возникает, но оно не вызывает двигательных реакций, т. е. движений, необходимых для произнесения слов (мышцы гортани, языка, лицевые мышцы и др. не приводятся в действие). Сознание, таким образом, связано со второй сигнальной системой.
Фрагментарность биологических данных. Читатель, который хочет получить сведения об энергетике человеческой психики, с удивлением увидит, что эта часть нашей книги предлагает ему только умозрительные гипотезы, а не твердо установленные биологические факты, как в остальных частях книги. Причина этого ¦— отсутствие данных, которые позволили бы сформулировать физиологическую теорию сознания. Даже имеющиеся разрозненные сведения не все полностью проверены. Таковы, например, клинические наблюдения, которые привели к предположению о связи между сознанием и лобными долями коры.
В последние несколько лет пришлось внести значительные изменения в теории относительно сознания. Имеющиеся данные, хотя они все еще похожи на неузнанные части складной картинки, говорят о том, что сейчас необходим решительный



Поле зрения Левая              Правая
половина              половина

Левая рука

Правая рука

Речь, письмо Чтение Память Сознательное абстрактное мышление Зчет

Узнавание предметов Невербальная память Неосознанное эмоциональное поведение ]_



Правое полушарие- субдоминантное





2-я сигнальная система «Мыслительный» тип
  1. -я сигнальная система «Художественный тип gt;»




Перерезанное мозолистое тело
Рис. 48. Данные Сперри, полученные при исследовании больных с «расщепленным» мозгом. Перерезка связей между полушариями позволяет установить, что сознательное абстрактное мышление и обработка речевой информации происходят в доминантном полушарии, а конкретным отражением среды и восприятием информации с эмоциональной окраской ведает другое, субдоминантное полушарие.
пересмотр представлений о механизме переработки информации в головном мозгу.
Начиная со второй половины 60-х годов Роджер Сперри (R. Sperry) опубликовал ряд статен о больных, у которых с лечебной целью пришлось перерезать всю систему волокон, соединяющих большие полушария. Это так называемое мозо-
лнстое тело содержит около 200 млн. волокон п служит для координации активности симметричных мозговых центров. После перерезки этого пучка волокон оба полушария становятся независимыми центрами переработки информации.
У этих больных с «расщепленным» мозгом не было обнаружено никаких резких отличий от нормальных людей; не изменились по сравнению с дооперационным состоянием их речь, интеллект, память, движения и эмоции, т. е. вся их личность. Но когда при помощи специальной аппаратуры подвергли анализу переработку зрительной информации, приходящей от левой или правой половины поля зрения, восприятие звуковых стимулов, поступающих в правое или левое ухо, и тактильные ощущения, возникающие при прикосновении к предмету одной рукой, обнаружились значительные различия между двумя полушариями.
Остроумный и тонкий прибор, сконструированный для раздельного исследования односторонних ощущений, позволил показать, что у правшей речь и числа воспринимаются левым полушарием, к функциям которого относятся также узнавание букв и восприятие абстрактных понятий. Правое полушарие ответственно за узнавание физических объектов, за переработку информации, не связанной со словами или числами, и за восприятие информации с эмоциональной окраской, возникающей при человеческом общении. У левшей отношения обратные. Очевидно, «доминантное» полушарие реагирует на абстрактные сигналы «второй сигнальной системы», а «субдоминантное» — главным образом на конкретные сигналы «первой сигнальной системы» (рис. 48). Если связи между полушариями не нарушены, эта асимметрия незаметна благодаря координирующей функции мощной сети волокон. Возможно, однако, что у одних людей «речевое» полушарие доминирует над «неречевым», а у других отношения обратные. Еще Павлов различал людей «мыслительного» и «художественного» типа.
Доминирование одного полушария над другим известно давно. В 1860 г. Брока (Вгоса) локализовал центр речи у правшей в левом полушарии (см. рис. 47). Еще в 1874 г. Джексон (Jackson) обнаружил, что контралатеральное полушарие играет роль в «гармонизации» зрительных ощущений. Позднее современные хирургические и экспериментальные методы позволили исследовать функции каждого полушария отдельно. Открытые недавно законы полушарной специализации, возможно, позволят ближе подойти и к пониманию сознания. Может оказаться, что предпосылкой сознания является специфическое взаимодействие между совокупностями информации, перерабатываемыми по отдельности двумя полушарияхмц.