Главная задача в том, чтобы хорошенько зашить раневые отверстия маленькими кисетными или отдельными узловатыми тонкими швами. Направление вколов и выколов иглы надо делать со смыслом, примерившись. Стягивать швы и завязывать узлы следует в меру, но достаточно.
Вторая и тоже важнейшая задача состоит в том, чтобы, кончив зашивание и не пропустив незашитым какое-нибудь из раневых отверстий, получше и возможно бережней очистить все отлогие места oi скоплений крови и кишечного содержимого. Лучше всего это достигается наконечником аспиратора; этот инструмент следует считать первостепенным как для мозговой, так и для абдоминальной хирургии на войне. За отсутствием такового приходится ограничиться вытиранием и высушиванием марлевыми салфетками. Так как процесс впитывания требует времени, а в боковых каналах и в малом тазу скопления бывают часто весьма значительными, то необходимо несколько раз сменить большие марлевые салфетки, выбирая для такой смены подходящие моменты операции.
Главной гарантией хорошего туалета и очистки брюшины является надлежащая анестезия и полная релаксация брюшной стенки в момент закладывания всасывающих салфеток. К сожалению, идеальная — спинномозговая анестезия совершенно не допустима при таких операциях вследствие неустойчивости кровяного давления у подобных раненых. Местная анестезия в чистом виде практически неосуществима, иба нельзя безнаказанно и повторно обследовать всей рукой всю брюшную полость у раненого с перитонитом. Необходим общий эфирный наркоз, достаточный по своей глубине, но комбинированный с широко используемой местной анестезией.
Инфильтрацию новокаиновым раствором делают не только во всех слоях предстоящего брюшного разреза в то время, как раненый засыпает под маской. Вскрывши живот, изнутри опрыскивают париетальную брюшину в тех местах, где
ее особо часто придется прихватывать брюшными крючками. Равным образом необходимо обильно впрыснуть 0,5% новокаин в толщу брыжейки не только соответственно раненым отделам кишки, но также и у самого корня брыжейки, вверху, где отходит и начинает ветвиться главный ствол a. mesentericae superioris.
Последнее, что необходимо сделать после туалета брюшной полости перед тем, как зашивать париетальную брюшину, это обильное присыпание сульфамидными препаратами. Мера эта оказалась весьма эффективной в борьбе с остаточной инфекцией и может быть горячо рекомендована. Разумеется, локальная роль сульфамидов могла бы оказаться особенно полезна там, где по характеру тканей и их повреждений трудно в полной мере механически очистить и сшить полностью освеженные края и слои. Таковы повреждения и отслойки задней парие тальной брюшины, имбибированная кровью забрюшинная клетчатка и соединительнотканные пучки в толще брыжеек. Сюда особо следует депонировать порошок сульфамидов перед ушиванием и перитонизацией.
Что лучше всыпать в брюшную полость?
Лучше смесь из 3 частей белого стрептоцида с 1 частью сульфазола. Можно обойтись и одним порошком белого стрептоцида, но не следует всыпать один сульфазол, ибо он склонен цементироваться в куски, чего не бывает со стрептоцидом. Но и стрептоцид следует всыпать лучше пульверизатором или из перечниц, дабы он равномернее распределился и припудрил большую поверхность.
Дозы?
Не следует всыпать слишком много, ибо брюшина всасывает стрептоцид очень быстро, а живот зашивают всегда наглухо. Сухого стрептоцида в брюшную полость надо всыпать не менее 15—20 г. Но превышать эти дозы тоже не стоит: через сутки легко можно ввести 1—2 л 0,8% раствора стрептоцида капельным способом внутривенно или под кожу.