Наблюдаются в случаях пребывания в атмосфере, содержащей высокие концентрации этих газов и дымов. Такие условия могут возникать при взрыве авиабомб, снарядов и мин внутри помещений, при стрельбе из артиллерийских башен, дотов, танков, а также в воронках и окопах. Газовый состав, образующийся при взрыве, неоднороден. В него входят как высокотоксичные соединения (окись углерода, окислы азота, углекислота), так и биологически малоактивные продукты (азот, водород, метан). Кроме того, в крайне незначительном количестве могут иметь место соединения циана и сероводород.
Возникающий при отравлении патологический симптомокомп- лекс именуется как пороховая болезнь. Клиническая картина последней определяется в основном влиянием на организм окиси углерода, окислов азота и углекислоты. Соотношение этих газов при различных условиях взрыва различно, поэтому и клиническая картина пороховой болезни бывает крайне вариабельной. Чаще всего доминирует клиника отравления окисью углерода, реже — окислами азота и углекислотой.
Следует отметить, что указанные газы обладают взаимным потенцированием, поэтому влияние их на организм значительно превышает их суммарное действие. Углекислота, усиливая вентиляцию в легких, способствует быстрейшему поступлению газов в организм. В высоких концентрациях (превышающей 3%) углекислота и сама является токсичным продуктом, особенно в сочетании с окисью углерода. В свою очередь окись углерода повышает токсичность окислов азота.
Клиническая картина отравления окисью углерода и окислами азота описана выше. Воздействие углекислоты на организм в высоких концентрациях характеризуется преимущественным поражением ЦНС и фазностью патологического процесса — возбуждение сменяется угнетением. Рано нарушается высшая нервная деятельность. Понижается точность восприятия, снижается умственная работоспособность. Нередко такие больные совершают немотивированные поступки. Их поведение во многом напоминает человека, находящегося в состоянии опьянения («ложное опьянение»). Постепенно возбуждение и эйфория сменяются депрессией. В тяжелых случаях развиваются кома и судороги.

Характерен общий вид больного. Лицо одутловато, гипереми- ровано, склеры инъецированы. Нередко наблюдаются тошнота и рвота. Пульс в начале интоксикации может быть редким, затем, как правило, становится частым. Артериальное давление повышено. По мере развития и утяжеления интоксикации нарастает ацидоз. Одышка переходит в патологическое дыхание (типа Чейн — Стокса). В крайне тяжелых случаях наступает смерть от центрального паралича дыхания.
Влияние нитрогазов на организм проявляется преимущественно в поражении органов дыхания и проявляется в виде токсического трахеобронхита, бронхиолита, пневмонии, токсического отека легких. Одновременно могут иметь место и изменения в системе крови (метгемоглобинемия). При высоких концентрациях взрывных газов смерть может наступить мгновенно. Это так называемая молниеносная форма отравления.
Для диагностики отравления взрывными газами существенную помощь может оказать исследование крови на карбоксигемогло- бин и метгемоглобин.
Первая помощь и лечение при отравлении взрывными газами проводятся соответственно клиническим проявлением. Чаще всего бывает достаточным проведение мероприятий, соответствующих терапии отравлений окисью углерода. Следует лишь иметь в виду, что при пороховой болезни во всех случаях терапия карболеном противопоказана. Если в клинической картине интоксикации имеются также и симптомы, указывающие на воздействие нитрогазов, то применяют метиленовую синь, антибиотики, спазмолитики и проводят мероприятия, направленные на борьбу с отеком легких и сердечно-сосудистой недостаточностью.
После отравления взрывными газами длительное время могут наблюдаться остаточные явления (или последствия) отравления в виде затяжного астенического состояния. Поэтому такие больные нуждаются в более продолжительной госпитализации по выписке из лечебного учреждения.