При некоторых отравлениях положительный лечебный эффект наступает в результате специфического дезинтоксикационного действия лекарственных веществ. Механизм дезинтоксикационного действия этих веществ различен. В одних случаях дезинтоксикация наступает в результате физико-химической реакции между ядом и вводимым веществом (например, адсорбция яда активированным углем), в других — химической (нейтрализация кислот щелочами и, наоборот, перевод яда в труднорастворимые и малотоксичные соединения и др.), в третьих — вследствие физиологического антагонизма (например, при отравлении барбитуратами вводятся аналептики, и наоборот).
В терапии отравлений большое значение придается антидотам специфического действия. Их лечебный эффект связывают с конкурирующим действием яда в биохимических системах организма, борьбой за «точки приложения яда» и др.
В комплексном лечении некоторых отравлений (отравления ФОС, цианидами и др.) антидотная терапия занимает ведущую роль. Только с ее применением можно рассчитывать на благоприятный исход при лечении подобного рода интоксикаций.

Нарушения дыхания
Патогенез расстройства дыхания при интоксикациях сложен и разнообразен. По этой причине различна и терапия этих расстройств.
Нарушение функций органов дыхания может возникать в результате прямого или косвенного воздействия яда на нервную систему (яды угнетающего действия, нервно-паралитические, судорожные и др.), либо на органы дыхания (ядовитые вещества удушающего и раздражающего действия).
При воздействии ядов, угнетающих нервную систему (отравления снотворными, наркотическими и др.), расстройство дыхания связано с параличом (парезом) дыхательного центра. В таких случаях восстановление дыхания при относительно легкой степени интоксикации может быть достигнуто следующими средствами:
  1. рефлекторным воздействием, путем вдыхания паров нашатырного спирта, энергичного растирания кожи, раздражения задней стенки глотки, вытягивания языка;
  2. применением аналептиков — кордиазола, кордиамина, кофеина, лобелина, цититоиа, бемегрида и др.

При отравлениях снотворными кордиамин, коразол и кофеин вводятся в дозах, превышающих разовые фармакопейные в 2—3 раза, а суточные — в 10 и более раз. Лучший эффект от лечения наблюдается при внутривенном введении аналептиков. Лобелии и цититон вводятся только внутривенно, струйно. Следует иметь в виду, что действие двух последних препаратов на организм непродолжительно, часто мало эффективно, а в отдельных случаях и не безопасно (вслед за возбуждением может наступить паралич дыхательного центра).
За последнее время при отравлениях снотворными с успехом применяется бемегрид, который вводится внутривенно, медленно (но не капельно) в виде 0,5% раствора по 10 мл. Инъекции повторяются (3—6 раз) через каждые 3—5 мин до наступления положительной реакции (улучшения дыхания, появления рефлексов, а в легких случаях интоксикации — до пробуждения).
Следует отметить, что аналептики могут оказать заметное положительное действие только при относительно нетяжелых интоксикациях. При тяжелых формах отравления, сопровождающихся значительным угнетением дыхательного центра, их введение небезопасно (может наступить паралич дыхания). В этом случае отдается предпочтение поддерживающей терапии — искусственной вентиляции легких.
При отравлении морфином и его производными наряду с развитием коматозного состояния довольно быстро наступает и расстройство дыхания. В лечении этой группы ядов большое значение имеет новый препарат N-аллилнорморфин (анторфин). Он применяется внутривенно, внутримышечно или подкожно по 10 мг.

После введения анторфина заметно улучшается дыхание и проясняется сознание. При недостаточной эффективности — через 10— 15 мин доза повторяется. Общая дозировка не должна превышать 40 мг.
Восстановление и поддержание дыхания возможно только при условии сохранения достаточной проходимости воздухоносных путей. При отравлениях нарушение проходимости может быть обусловлено западением языка, скоплением секрета, ларинго- и брон- хоспазмом, отеком гортани, а также аспирацией рвотных масс, инородных тел и т. д.
Нарушение проходимости дыхательных путей быстро приводит к гипоксии, значительно ухудшает течение интоксикации и может быть непосредственной причиной смерти. Вот почему необходимо быстро установить причину нарушения проходимости воздухоносных путей и устранить ее.
Западение языка чаще всего наблюдается у отравленных, находящихся в коматозном состоянии. Если такому пострадавшему максимально запрокинуть голову назад, то устраняется возможность западания языка и создаются лучшие условия для проходимости воздухоносных путей. Возможность западания языка уменьшается также и при положении больного на боку.
Наиболее надежным способом предотвращения этого явления будет применение воздуховода (ротового или носового). В отдельных случаях приходится пользоваться и интубацией, особенно если дыхание резко ослаблено и может наступить необходимость в искусственной вентиляции легких, отсасывании секрета из дыхательных путей и т. д.
Скопление секрета в дыхательных путях возникает также при коматозных состояниях. Этому способствует нарушение дренажной функции трахеобронхиального дерева и гиперсекреция его желез. Отсасывание осуществляют катетерами или специальными трубками при помощи вакуумнасоса. Наиболее совершенно отсасывание слизи достигается через интубационную трубку или трахео- стому. При необходимости процедура повторяется через каждые 30—60 мин.
Ларингоспазм может возникнуть рефлекторно при воздействии на органы дыхания раздражающих ядов или механических раздражителей (инородные тела, рвотные массы и т. д.), при рефлекторном раздражении, поступающем с других органов, а также в результате расстройств нервной системы (ларингоспазм фарма- кодинамический и от гипоксии).
Лечение заключается в устранении причин, вызывающих ларингоспазм в блокаде рефлексогенных зон (ингаляция аэрозолями 1—2% раствора новокаина), введении внутримышечно атропина (0,1% раствор 0,5—1 мл). При полном и стойком ларингоспазме показано применение миорелаксантов, интубация и переход на искусственное дыхание. В отдельных случаях производится трахеотомия.

При бронхоспазме применяются спазмолитические вещества (эуфиллин, эфедрин, мезатон, атропин и др.) парентерально или ингаляционно в виде аэрозолей. Если бронхоспазм вызван веществами раздражающего действия, то целесообразно одновременно осуществлять ингаляцию аэрозолями новокаина (0,5—2% раствор).
Отек гортани возникает либо в результате прямого действия яда, либо как следствие аллергической реакции (идиосинкразии) на то или иное вещество (антибиотики, новокаин, белковые препараты и др.). В первом случае чаще всего приходится прибегать к трахеотомии, во втором ¦— к введению атропина, димедрола подкожно и хлористого кальция (или глюконата кальция), преднизо- лона внутривенно.
При отеке гортани инфекционной природы дополнительно назначаются антибиотики. Могут оказаться полезными ингаляции аэрозолями растворов адреналина (0,1%), эфедрина (5%) или введение этих веществ внутримышечно.
При резком ослаблении или остановке дыхания (независимо от причины, ее вызывающей) проводится искусственное дыхание.