Химическое оружие является средством массового поражения, которому военные круги капиталистических стран в современной воине уделяют значительное место. Составными частями химического оружия являются отравляющие вещества (ОВ), зажигательные (ЗВ) и дымообразующие (ДВ). Из них наибольшую опасность представляют ОВ.
Отравляющие вещества — это химические соединения, предназначенные для отравления личного состава войск (Ю. В. Дру гов).
Отравляющие вещества, в отличне от других средств пораже- ния, обладают некоторыми особенностями действия. Прежде всего, они способны вызывать поражения не только на участке их применения, но и далеко за его пределами, распространяясь с воздухом по направлению ветра. ОВ проникают в различные укрытия и блиндажи, поражая находящийся там личный состав. Кроме того, ОВ могут длительное время (часы, сутки) сохранять свои поражающие свойства на зараженном участке. Несомненно, ОВ оказывают определенное морально-психологическое воздействие. Для защиты от ОВ требуются специальные защитные средства. Таким образом, ОВ являются мощным средством массового поражения.
Еще в конце XIX века, когда появилась вероятность использования ОВ в военное время, человечество высказалось против применения этих средств массового уничтожения. Были приняты международные конвенции (Гаага, 1899, 1907 г.), в которых говорилось о недопустимости употребления в войнах ядов или отравленного оружия, удушающих и вредоносных газов. Однако это не остановило кайзеровскую Германию от применения отравляющих веществ в период первой империалистической войны.
В апреле 1915 г. немецкие войска произвели первую газобаллонную атаку на западном фронте (близ г. Ипр в Бельгии), в результате которой из 15 000 человек, получивших поражения, 5000 погибли. В мае 1915 г. немцы применили хлор на восточном фронте (у г. Болимов). Было зарегистрировано 9000 отравленных, погибших на месте1—1300 человек. В дальнейшем ОВ применялись и другими армиями обеих воюющих сторон. Вслед за хлором появились другие отравляющие вещества удушающего действия: фосген, дифосген, хлорпикрин, применялись чихательные и слезоточивые вещества, в конце войны появился вызывающий поражение кожи иприт. Всего в первую мировую войну было испытано более 50 различных веществ. Общие потери от отравляющих
веществ составили 1,3 млн. человек, в том числе 400 тыс. было поражено ипритом.
Удельный вес потерь от отравляющих веществ возрастал по годам войны (табл. 6). Поэтому не случайно в войсках США, участвовавших в боевых действиях в 1918 г., потери от ОВ достигли наиболее высокой цифры — 26,8%.
ТАБЛИЦА 6
Потери от химического оружия в I-ю мировую войну
(по Вирту, 1936)
Год |
Процент отравленных к общему числу пострадавших |
1914-1915 |
0,01 |
1915-1916 |
0,85 |
1916-1917 |
2,20 |
1917-1918 |
4,60 |
Смертность от ОВ в первую мировую войну колебалась в различные периоды, повышаясь при внезапном применении ОВ, появлении новых ОВ, понижаясь в случае наличия защитных средств, своевременном оказании медицинской помощи. Средние цифры смертности от ОВ, по различным авторам, составили 3—20%. Всего было зарегистрировано 91 тыс. смертельных поражений.
Оказание медицинской помощи пораженным ОВ было далеко несовершенным. В то время отсутствовали специфические противоядия (антидоты), не были разработаны вопросы патогенеза интоксикаций, а, следовательно, и патогенетического лечения, не было и квалифицированных специалистов терапевтов-токсиколо- гов. Лечение проводилось в основном симптоматическое, клиническая картина поражения была изучена в процессе оказания помощи. В течение первой мировой войны врачи приобрели богатый опыт лечения пораженных ОВ, они с успехом применяли оксигенотерапию в полевых условиях, кровопускание и медикаментозную терапию (кальций, глюкозу) при токсическом отеке легких, которые сохранили свое значение и в настоящее время.
Встречались значительные трудности в диагностике и медицинской сортировке пораженных отравляющими веществами. Об этом свидетельствуют данные американского экспедиционного корпуса (табл. 7), медицинская служба которого, располагая опытом союзников в отношении лечения отравленных, не справилась с задачей диагностики поражений ОВ в полевых условиях. В половине случаев характер примененного ОВ остался не установленным.
Отсутствие четких рекомендаций по медицинской сортировке отравленных не могло не отразиться на организации лечебной Работы. На третьем году войны в английской и французской
Распределение пораженных ОВ американского экспедиционного корпуса (цит. по Н. Н. Савицкому, 1941)
Наименование отравляющих веществ Число пораженных
Хлор
Иприт
Фосген
Арсины
Характер ОВ не установлен
70 552
армиях было ошибочно эвакуировано в тыл 10 000 человек, а в последнем году войны эта цифра возросла до 25000.
Сроки лечения отравленных были весьма продолжительными. Средний койко-день составил для хлорных интоксикаций 53 дня, для фосгенных — 44 дня и для ипритных — 62 дня. С одной стороны, это говорит о тяжести поражений ОВ, с другой — может быть расценено как проявление несовершенства медицинской помощи пораженным ОВ.
Поражения ОВ нередко были причиной инвалидности. В американской армии из числа уволенных по негодности к военной службе 13,8% падает на лиц, перенесших поражения ОВ. При освидетельствовании 2000 человек через 3 года после поражения ОВ в 30% случаев отмечались хронические и подострые бронхиты, в 20%—эмфизема легких. Туберкулезом легких в связи с воздействием ОВ заболело 16% обследованных. Таким образом, в значительной части случаев наблюдались отдаленные последствия поражений отравляющими веществами.
В ходе войны продолжались поиски новых, более ядовитых веществ, и в 1918 г. был получен люизит. По окончании войны капиталистические страны не прекратили работ по совершенствованию химического оружия. В дальнейшем агрессоры неоднократно прибегали к его варварскому применению. Так поступили итальянские фашисты в Эфиопии (1936 г.), использовавшие иприт против беззащитных эфиопских войск, японские милитаристы в Китае (в войне 1937—1943 гг.). Фашистская Германия вела тщательную подготовку к химической войне, синтезировав новые ОВ нервно-паралитического действия — табун и зарин. После окончания второй мировой войны в США велись работы по применению химического и биологического оружия, получены еще более токсичные отравляющие вещества — зоман и V-газы, были разработаны новые ОВ раздражающего действия, психохимические вещества, а также вещества, приводящие к физической недееспособ-
ности. По сообщению печати, в 1970 г. американский представитель на переговорах в Женеве по запрещению химического оружия заявил, что США могут ежегодно производить 10 тыс. тонн ОВ нервно-паралитического действия. Американская военщина готовит планы широкого применения отравляющих веществ в современной войне, рассчитывая использовать для этого современные средства доставки к цели (пусковые реактивные установки, химические ракеты, кассетные химические авиационные бомбы и др.). Американские войска во Вьетнаме приступили к широкому применению химического оружия. Буржуазная пресса, стремясь обелить агрессоров, пишет о гуманности применяемого оружия, называя его оружием, временно выводящим из строя и не обладающим смертельным действием. Однако, как позволяют судить более подробные источники информации, эти ОВ представляются далеко не столь «безобидными», как пытаются внушить широкому общественному мнению зарубежные военные авторитеты. Некоторые авторы сообщают, что указанные ОВ могут причинить серьезный ущерб здоровью взрослого человека и оказаться смертельными для детей, стариков и больных. В письме канадского врача Вениема, работавшего несколько лет в Южном Вьетнаме, указано, что смертность среди взрослых в результате воздействия неизвестного ему ОВ составляла примерно 10%, в то время как среди детей она достигала 90%.
Советский Союз всегда выступал за запрещение всех средств массового поражения, в том числе и химического оружия. Еще на Генуэзской конференции 1922 г. СССР предложил выработать соглашение о запрещении ведения войны варварскими средствами, в том числе и ядовитыми газами. Международное соглашение об этом было достигнуто подписанием Женевского протокола в 1925 г. Однако до сих пор оно не ратифицировано правительствами США и Японии. В настоящее время, когда борьба всех народов за запрещение средств массового уничтожения приняла широкий характер, советские ученые обратились с известным призывом в отношении запрета химического и биологического оружия. Советское правительство выступило инициатором обсуждения этого вопроса в Организации Объединенных Наций.
Однако, несмотря на сказанное, армии стран НАТО располагают большим арсеналом отравляющих веществ, и интересы защиты народов стран лагеря социализма диктуют необходимость изучения вопросов клиники, патологии и терапии поражения ОВ.
Классификация отравляющих веществ. В зависимости от практических задач, положенных в основу группировки, предложено
Не.сколько к.пяггнфнкяпин_отрав.пяюшн.х веществ: токсикологиче-
ская, тактическая, химическая п г. д._
~ТитСсиколиг и че с кая классификация предусматривает объединение ОВ в однородные группы, исходя из общности клинической картины поражения, общности характера патологического пропес- Са. общности принципов оказания медицинской помощи и лечения.
общности организационных принципов (медицинской сортировки, эвакуации). Следует признать ее наиболее удачной, отвечающей интересам медицинской службы.
Токсикологическая классификация ОВ
Название группы ОВ Нервно-паралитические
Общеядсвитые
Удушающие
Кожно-нарывные
Слезоточивые (лакриматоры)
Раздражающие (стерниты)
Наименование ОВ
Зарин
Зоман
V-газы
Синильная кислота Хлорциан Окись углерода
Фосген
Дифосген
Иприт
Азотистый иприт Люизит
Хлорацетофенон Бромбензилцианпд Хлорпикрин Си-эс (CS)
Дифенилхлорарсин
Дифенилцианарсин
Адамсит
Г Би-зед (BZ) Психохимические lt; диэтиламид лизерги-
| новой кислоты
Тактическая классификация предусматривает распределение ОВ, в соответствии с их боевым применением, на три группы.
Смертельнодействующие ОВ предназначены для уничтожения личного состава войск противника. К их числу относятся зарин, V-газы, иприты, люизит, синильная кислота, хлорциан, фосген.
Раздражающие ОВ способны изнурять войска противника, заставляя их находиться длительное время в противогазе, предназначены для ослабления боеспособности войск. К этой группе относятся лакриматоры и стерниты.
Вещества, временно выводящие из строя, которые предназначаются для дезорганизации войск- психохимические вещества.
По поведению на местности отравляющие вещества делятся на две группы: стойкие и нестойкие.
Стойкие ОВ сохраняют поражающее действие спустя несколько часов и даже суток после их применения. Они заражают на долгое время местность и объекты на ней, что в свою очередь может быть источником для заражения воздуха. К этой группе принадлежат иприты, люизит и некоторые нервно-паралитические ОВ.
Нестойкие ОВ оказывают поражающее действие лишь непродолжительное время (минуты, десятки минут) после применения. К ним относятся фосген, хлорциан, синильная кислота.