Клиническими проявлениями нарушения кровообращения в вертебрально-базилярной системе может стать так называемая «асфиксия» новорожденных. Последствия родовой травмы приводят к ишемии своеобразного дыхательного центра новорожденного на уровне 4-го шейного сегмента (здесь расположено ядро диафрагмального нерва) с последующим развитием симптоматики дыхательной недостаточности.
Другим вариантом повреждения шейного отдела позвоночника и позвоночных артерий является миотонический синдром [Марулина В. И., 1980]. Для таких детей характерна выраженная мышечная гипотония, проявляющая себя «позой лягушки», феноменом «складывания», рекурвацией в локтевых и коленных суставах. Вместе с этим на шейных спондилограммах довольно часто выявляются характерные изменения.
Травма шейного отдела позвоночника и позвоночных артерий может себя проявить в таких патологических состояниях, как эпилепсия, фебрильные судороги, тики, детский церебраль-
ный паралич, всевозможные вегетативные и эндокринные нарушения. Здесь надо отметить, что вертебрально-базилярный бассейн кровоснабжает задний гипоталамус с его многочисленными вегетативными ядрами.
Дети постарше могут предъявлять жалобы на головокружение, головные боли, тошноту, нарушение равновесия, шум в | ушах и голове, различные зрительные нарушения, нарушения речи, глотания, внимания, памяти, а также аллергические реакции, энурез и др.
Синкопальный вертебральный синдром встречается не только у взрослых, но и у детей. В работе А. И. Кайсаровой (1995) было показано, что данный синдром возникает не только при шейном остеохондрозе, но и при минимальных дислокациях шейных позвонков, травмированных в родах. Ею были обследованы дети от 3 до 15 лет (26 пациентов). Примерно у трети пациентов были обнаружены рентгенологические признаки натально обусловленной дислокации шейных позвонков. По данным исследования С. В. Новосельцева (2004), в детском возрасте приступы утраты сознания были отмечены в 16,13% случаев. Автор также подтверждает значимость биомеханического компонента в формировании синкопальных состояний у детей.
В клинической картине синкопального вертеброгенного синдрома у детей существует ряд характерных отличий [Кайсарова А. И., 1995]. Так, в межприступном периоде у таких детей отмечаются постоянные интенсивные головные боли пульсирующего или сжимающего характера. У некоторых детей головная боль возникает только на высоте пароксизма. Головные боли разной локализации беспокоят чаще после занятий в школе, особенно после занятий физкультурой. После приступа утраты сознания часто у детей отмечается общая слабость и сонливость.
В ряде случаев приступам предшествовали зрительные и реже — кохлеарные расстройства.
При анализе течения беременности и родов были выявлены следующие травмирующие шейный отдел факторы: стремительные, преждевременные и затяжные роды, а также интенсивные акушерские факторы — вакуум-экстракция, наложение бинта Вербова и др. У большинства детей с синкопальным вертебро- генным синдромом отмечается задержка моторного развития при своевременном умственном развитии [Кайсарова А. И.,
1995]. Нередко также у таких детей диагностируется миотониче- ский синдром.
Остеопатическое обследование новорожденных и детей раннего возраста, как и проведение патогенетической, в том числе остеопатической, терапии синкопального вертеброгенного синдрома, является сегодня особенно актуальным.