Феномен Гитлера и Геббельса
Воздействие на массы
Гитлер как величайший демагог в мировой истории использовал массовую психологию в собственных целях. Он писал в книге «Майн кампф» («Моя борьба»): «В массовых собраниях мышление выключено. И я использую это состояние; оно обеспечивает моим речам величайшую степень воздействия, и я отправляю всех на собрание, где они становятся массой, хотят они того или нет.
Интеллектуалы и буржуа так же хороши, как и рабочие. Я перемешиваю народ. Я говорю с ним как с массой».
Гитлер утверждал: «массовые собрания необходимы», чтобы человек ощутил, что он «член и боец всеохватывающей корпорации». На таком собрании человек «захвачен мощным воздействием внушающего гула и воодушевления трех-четырех тысяч других людей... Он сам подпадает под колдовское влияние того, что мы обозначаем словом «самовнушение»... Человек, пришедший на такое собрание сомневаясь и колеблясь, покидает его внутренне укрепленным: он стал членом сообщества».
Так идеолог фашизма открытым текстом говорил об удовлетворении потребности в общности и об использовании этого для целей пропаганды.
Каноны нацистской пропаганды
Гитлер в «Майн кампф» писал: «Способность восприятия масс очень ограничена и слаба. Принимая это во внимание, всякая эффективная пропаганда должна быть сведена к минимуму необходимых понятий, которые должны выражаться несколькими стереотипными формулировками».
Здесь Гитлер использовал идею, высказанную еще Никколо Макиавелли (1469—1527): «Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься, тем проще для восприятия должна быть твоя речь».
Гитлер продолжил эту мысль: «Чем скромнее ее (пропаганды) научный балласт, чем исключительнее она принимает во внимание только чувства массы, тем полнее успех».
Отсюда требование к нацистским пропагандистам: находить наиболее простые слова и мысли, максимально упрощать речь, произносимую «на площади». И многократно повторять одну и ту же мысль. Принцип «бесконечного повторения» одного и того же был сформирован как одна из основ пропаганды в «Майн кампф» и воспринят соратниками Гитлера. Геббельс в дневнике писал:
«3 января 1940. Фриче (руководитель германского радиовещания) до сих пор не понимает необходимость повторения в пропаганде. Надо вечно повторять одно и то же в вечно меняющихся формах. Народ в основе очень консервативен. Его нужно полностью пропитать нашим мировоззрением через постоянное повторение».
Фашисты использовали то обстоятельство, что масса более внушаема, особенно если вдалбливаются примитивные, базирующиеся на инстинктах идеи, такие, например, как «образ врага», «кто не с нами — тот против нас» и т.п.
Психологические факторы внушения
Гитлер призывал: необходимо учиться даже у враждебной католической церкви влиять на людей; имеют значение и обстановка, и ритуал, «даже время дня, в которое произносится речь». Предпочтительнее вечер, поскольку утром человек бодрее, энергичнее, а «речь идет об ослаблении свободной воли людей, которых нужно подчинить «властительной силе сильнейшей воли».
Таким образом, манипулирующий характер фашистской риторики проявляется в воздействии на чувство и волю.
Велико значение того, обвиняет выступающий или оправдывается. Гитлер утверждал: «Публика всегда предпочитает поверить хотя бы и на 90% недоказанному разоблачению, чем опровержению, хотя бы оно было обосновано на все 100%».
Здесь фюрер использовал следующий психологический феномен: статус обвиняющего в общественном сознании воспринимается как более высокий, чем обвиняемого. На бытовом уровне это выглядит так: «Раз оправдывается — значит виноват». Прибавим к этому, что срабатывает и правило имиджа и статуса в процессе убеждения (см. раздел 8.5).
Ложь и слухи на службе нацистов
Министр пропаганды третьего рейха Геббельс учил своих подчиненных: «Чем наглее ложь, тем быстрее она распространяется».
Геббельс знал, о чем говорил. Его ведомство совместно с тайной полицией провело исследования по скорости и характеру распространения слухов. Запускались слухи разного содержания, тайные агенты

доносили, о чем говорят люди. Так был выведен закон, озвученный Геббельсом.
Объяснить этот феномен несложно. Большая ложь не отставляет человека равнодушным. Чувствами, ею вызванными, хочется поделиться. И хотя передается это с большим сомнением — неужели это так?! — но, поскольку вскоре об этом человек слышит и от других, то привыкает к мысли, которая вначале представлялась совершенно невозможной. Срабатывает также эффект конформизма: если все кругом говорят, то, наверное, так оно и есть.
Здесь даже просматривается аналогия с этапами внедрения в наше сознание крупных научных открытий: 1) «Этого не может быть потому, что не может быть никогда!»; 2) «Пожалуй, в этом что- то есть...»; 3) «Кто же этого не знает?!». Эта аналогия отражает, в частности, тот факт, что наши взгляды формируются по достаточно универсальным законам. Знание этих законов специалистам по пропаганде дает ключ к манипулированию массовым сознанием.
О лжи
Вот несколько высказываний Геббельса о лжи:
  • Чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной.
  • Лгать можно лишь тогда, когда тебя определенно не поймают или поймают слишком поздно.
  • Единственным критерием при решении вопроса, должна ли пропаганда оперировать правдой или ложью, является правдоподобие.
  • Вымыслы целесообразны, если они не могут быть опровергнуты.

Кто раньше?
Именно Геббельс ввел в современную пропаганду принцип, человек, сказавший миру первое слово, всегда прав.
Здесь срабатывает один из эффектов восприятия (рассмотренных нами ранее), а именно эффект порядка. Впервые услышав о некотором событии, человек не отторгает информацию, ибо ее новизна пробуждает любопытство, интерес, аттракцию.
В силу сформированного принципа ныне каждое из средств массовой информации стремится первым донести новость до аудитории.
Кто их учил?
Сразу же после окончания второй мировой войны западные теоретики пропаганды набросились на многотомные писания и речи Геббельса, перекапывали его архивы, переводили на английский его дневники. Одна за другой выходили книги о его деятельности, о месте геббельсовской пропаганды в структуре нацизма. Примечательно, что первая же антология обзорных работ по теории пропаганды, которую выпустило для своих работников только что народившееся на свет Информационное агентство США, включала статью о принципах пропаганды Геббельса. По свидетельству видных американских и английских авторов, досконально изучивших Геббельса, его «фундаментальным методом» была ссылка на факт, который невозможно проверить.
Метод провокаций
Политическая провокация — одно из сильнейших средств манипулирования массами. Она позволяет направить события по желанному манипуляторам сценарию, при этом всю ответственность переложить на других.
Одна из самых знаменитых провокаций — нападение переодетых в польскую форму эсэсовцев на немецкую радиостанцию в Глейвице. Обвинив Польшу в нападении, немецкая армия обрушилась на нее всей своей мощью. Через несколько недель западная часть Польши была оккупирована вермахтом, восточная
  • Красной Армией. По случаю победы в Бресте прошел совместный парад немецких и советских войск.

Парады и шествия
В тоталитарных режимах военные парады и организованные властями массовые шествия («демонстрации») имели целью вызвать воодушевление принадлежностью к сильному строю. Издревле известны механизмы для достижения этого состояния — общность ритма движения, бравурные марши, воодушевляющие песни.