Исторический обзор и хозяйственная характеристика деревни
Во время войны в течение почти двух лет в этих местах проходила линия фронта. В деревне стояли немецкие войска, жителей гоняли на принудительные работы (лесоповал, обслуживание артиллерийских орудий). При отступлении немецких войск всех жителей, включая многодетных матерей с маленькими детьми, принудительно отправили в Германию, но произошла остановка в Латвии (3 дня эшелоны стояли и народ располагался на насыпи), и все коренные жители деревни, продолжающие жить в ней и по сей день (рождения 1900-х, 1910-х, 1930-х годов), в течение года (1943—1944) работали на хуторах в Латвии. Затем оставшиеся в живых вернулись на родину, те, кто смог, устроились на работу в город (если там были родственники), семьи с детьми вернулись в свои прежние дома (или заново отстроились). Несемейная молодежь (девушки) до окончания войны и после работали на лесоповале (4 года) в конце и после войны.
Все историко-социальные события оставили свой след как в социально-де- мографической структуре деревни, так и в истории семейных родов, судьбах людей и в конечном итоге продолжают оказывать влияние на современную демографию и структуру семей. Например, исчезновение в «демографической пирамиде» Ивановки лиц, рожденных в 1920-е годы (по данным за 1954 год), заметно и в настоящее время в полном отсутствии (на 2002 год) жителей старше 75 лет. Поскольку Ивановка менее других населенных пунктов пострадала от войны (многие деревни и села в окрестностях были полностью уничтожены и позднее не восстановлены), в конце войны наблюдался некоторый приток населения (молодежи — девушек) в Ивановку из разрушенных населенных пунктов благодаря тому, что между жителями близлежащих населенных пунктов всегда существовало множество близких и дальних родственных связей.
В период мирного строительства в 1950—1980-е годы в деревне работали: школа, библиотека при школе, клуб, фельдшерский пункт, магазин, деревянные строения (так называемый лагерь) для сезонных рабочих (студентов). Жители работали в совхозе, на молочной ферме, в клубе, в детском саду — таким образом, существовали рабочие места, экономическая основа для жизнедеятельности мужчин и женщин дееспособных возрастов, а наличие школы позволяло круглогодично жить детям от 7 до 17 лет. Поэтому социально-демографический состав населенного пункта включал категории лиц обоего пола, рожденных в 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е годы.
Годы перестройки и период последующего развития нашей страны существенно повлияли на судьбы жителей Ивановки (рабочих, руководителей среднего звена и т. д.). Перед перестройкой в Ленинградской области существовала известная стабильность хозяйства и образа жизни населения (постоянство мест работы, регулярность выдачи зарплаты, построено большое количество культурно-бытовых зданий, достаточная обихоженность детей, отсутствие тяжелых инфекционных заболеваний). Отмечалась значительная стабильность населения (в связи с наследованием домов и участков большинство жителей деревни являлись близкими и дальними родственниками), отсутствие чуждых элементов и связанной с этим криминальности, не редкостью были жители обоего пола старше 70—80 лет.
В 1990-е годы сельская социальная инфраструктура претерпела негативные изменения — были закрыты (и приватизированы частными лицами под жилье и коммерческие предприятия) школа, библиотека, клуб (являющийся теперь жилым частным домом). Почти перестала доставляться почта. В настоящее время по-прежнему функционируют только магазин и фельдшерский пункт. Скорая помощь приезжает из района с большими трудностями.
Все перемены сказались на составе и образе жизни людей, соответственно, и на структуре семей. За период наблюдений в 1991—2002 годах отмечалась очень высокая смертность стариков (1900,1910,1930-х годов рождения), в особенности мужчин. Если в начале 1990-х нередки были жительницы 85-летнего возраста, несущие в себе традиции семейного рода, в настоящее время самым старшим местным жительницам не более 70-77 лет, возраст же старожилов- мужчин не достигает 70. Такие разительные перемены произошли не только из-за смертности в настоящее время, но и как результат прежней демографической диспропорции — отсутствия лиц обоего пола 1920-х и мужчин 1910-х годов рождения вследствие войны.
Отсутствие школы также косвенно сказывается на составе семей Ивановки — семьи, где есть дети школьного возраста, большую часть года живут или в ближайшем поселке, в других поселках области или в Санкт-Петербурге. Выбывание таких семей произошло и по другой причине — отсутствия мест приложения рабочих рук трудоспособного населения и, соответственно, средств существования. Самые распространенные вакансии преимущественно мужские — трактористы, работники фермы, рабочие на железной дороге. Как правило, почти у всех жителей есть дополнительное жилье — квартира или комната «в совхозе» (в ближайшем поселке на расстоянии трех километров), либо в областных населенных пунктах, либо у детей в Санкт-Петербурге.
Источник: Андреева Т. В., «Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил.» 2005