В своем исследовании Б. Миллер и Д. Солли (В. Miller и D. Sollie, 1980) оценивали личностный и супружеский стресс во время беременности, когда ребенку был 1 месяц и 8 месяцев. Молодые мамы и папы отметили максимальный стресс сразу после того, как они стали родителями. В период беременности показатели личностного стресса у жены были ниже, чем у мужа, но в конце беременности этот показатель у супруги был выше.
Наиболее интересное различие полов в восприятии перемен четко просматривается при оценке супружеского стресса. Молодые мамы отмечают более высокий стресс в браке после рождения ребенка, чем до родов, и еще более высокий стресс к тому времени, когда ребенку исполнилось 8 месяцев, тогда как показатели супружеского стресса отца оставались примерно на одном уровне на протяжении года исследований.
Кризисы развития, возникающие в связи с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, получили название нормативных стрессоров. Это трудности, которые испытывает большинство семей. К ним относятся трудности, встречающиеся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также трудности, возникающие, когда что-то нарушает жизнь семьи (развод, тяжелая болезнь, смерть члена семьи). На начальных этапах развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений сродственниками, а на последующих этапах — трудности, связанные с организацией быта и воспитанием детей.
Понимание стрессоров на различных этапах развития — это первый и основополагающий шаг к изучению стратегий совладения с этими стрессорами и достижению позитивного роста и развития в роли родителя.
Приведем типичные (нормативные) трудности и стрессорыразличных этапов жизненного цикла, связанные с родительской ролью.
1. Неготовность супружеской пары к появлению детей.
Довольно распространена мысль о том, что любовь к ребенку начинается еще до его появления на свет. Поэтому психологические издержки нежелательной беременности велики, нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от желанного.
По данным А. И. Захарова, нежелательная беременность в 56% случаев выступает как причина аномальных отношений к ребенку и развития детских неврозов. Нежеланность детей — не всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А. И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, «несоответствующего» по полу, преждевременного, лишнего и «промежуточного» ребенка.
Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребеноку слишком молодых, не озабоченных рождением детей, родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.
Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.
Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В более чистом виде нежелательность по полу может чаще встречаться у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о лишних по полу детях.
Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.
Итак, еще в пренатальный период, до рождения ребенка, родители (особенно мать) испытывают один из первых стрессоров: супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка делает его более уязвимыми в развитии, значительно усиливает проблемы его воспитания.
2. Перераспределение семейныхролей и перестройка взаимоотношений при появлении ребенка в семье.
Целый ряд исследований свидетельствует не только о существенных изменениях в сфере ролевых семейных отношений и их восприятия супругами в течение семейной жизни, ноио том, что наиболее существенные из них связаны с детьми, их появлением и взрослением. Особенно часто изучается период рождения первого ребенка. Именно перестройка ролевых отношений в семье рассматривается как ключевой момент переходного периода, связанного с рождением ребенка.
Рождение ребенка вносит дискомфорт в семейную жизнь и имеет важные последствия для супружеских взаимоотношений. Перед супругами возникает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т. д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии.
Большинство авторов рассматривают этот период как кризис в супружеских отношениях и связывают его, прежде всего, с приобретением новой роли и с необходимостью включения ее в сложившуюся ролевую структуру. Сложность этой задачи определяется как особенностями самой роли, ее важностью, необратимостью, внезапностью и т. д., так и неподготовленностью супругов к ее выполнению.
По критерию полоролевой дифференциации выделяют «традиционные» и «современные» семьи. «Традиционные» семьи тяготеют к традиционной форме полоролевой дифференциации (обязанности супругов распределены в соответствии с их полом), а «современные» ближе к равноправной форме, «когда каждый отвечает в основном за то, что больше соответствует его вкусам и возможностям». В «современных» семьях после появления ребенка основные проблемы связаны с принятием мужьями традиционной инструментальной роли. Выполнение женщиной традиционных ролей матери и хозяйки, по-видимому, воспринимается супругами как само собой разумеющееся и потому не связано с их удовлетворенностью браком.
Для «традиционной» семьи дифференциация ролей на мужские и женские не является чем-то новым, она была ей в той или иной степени присуща и до рождения ребенка. Наиболее важным для женщин представляется не материальная, а моральная и эмоциональная поддержка со стороны мужа, а мужья, удовлетворенные браком, стремятся подобную поддержку оказать. Таким образом, основное различие между «традиционными» и «современными» семьями при переходе на новую стадию семейного цикла состоит в том, что в «современной» семье рождение ребенка усиливает сегрегацию мужских и женских ролей и сфер деятельности, а в «традиционной» разделение ролей сочетается с усилением эмоциональной зависимости друг от друга (Е. В. Антонюк, 1992).
Ряд авторов отмечает, что после рождения ребенка трудности многих супругов связаны с конкуренцией родительских и супружеских ролей, ограничением круга совместных мероприятий, которые они могут осуществить.
Во взаимоотношениях супружеской пары возникает чувство отстраненности , так как воспитание ребенка оставляет паре мало времени и сил для себя. Многие исследователи отмечают, что сохранение близости в браке — основа благополучия детей.
Большинство обязанностей и поручений могут быть разделены между членами семьи еще до рождения ребенка, с появлением в семье последнего разделение обязанностей усугубляется на почве отнесения их к сугубо женским или мужским делам. Р. Лароссо (Я. ЬаЯх^а, 1981) предположил, что это разделение может быть следствием стремления женщин принять на себя роль родителя, в то время как мужчины предпочитают некоторое дистанцирование. Даже для тех пар, которые комфортно себя чувствуют и не испытывают неудобств в связи с разделением ролей, ситуация может оказаться стрессовой, если результатом разделения ролей становятся слабое общение и отчуждение. Дистанция между супругами, как правило, постепенно возрастает в период самых ответственных и активных лет материнства и отцовства.
3. Занятость матери.
Статистика последних лет показывает, что число женщин-матерей на рынке труда постоянно растет. Вне зависимости от того, каким будет ее решение, проблема занятости затрагивает каждую мать, и это потенциально связано со стрессом для нее и ее семьи.
Женщины, начинающие работать вскоре после родов и продолжающие работать в период воспитания ребенка, рискуют переоценить свои временные и энергетические ресурсы, что приводит к их истощению. В связи с тенденцией традиционного распределения семейных ролей между родителями работающая мать становится ответственной как бы за две работы: домашнюю и на занимаемой ею должности.
Но часто деятельность матери ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Семейные отношения превращаются в конфликтные по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по воспитанию ребенка, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе.
По данным исследователей, женщины-домохозяйки, которые в самые активные годы воспитания ребенка больше ничем не занимаются, с большой степенью риска подвержены стрессам, обусловленным монотонными, разовыми делами и напряжением, вызванным необходимостью быстро справляться со всеми делами по дому (Г. Мак-Кубин, 1983). Иногдау матери формируется сверхвовлеченность в проблемы ребенка как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Кроме того, домохозяйки стоят перед необходимостью принятия решения о том, куда направить свою энергию и эмоциональные ресурсы после того, как дети начнут жить самостоятельно.
Таким образом, переживаемые трудности после рождения ребенка — перестройка взаимоотношений в семье, занятость матерей, — угрожают нормальной жизнедеятельности семьи. Они отрицательно сказываются на разных сферах жизнедеятельности семьи (повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью и др.) и приводят к нарушению ее функций: сексуально-эротической, воспитательной, хозяйственно-бытовой и пр.
4. Помещениеребенка во внесемейные институты (детский сад, школа).
Период поступления ребенка в образовательное учреждение является сложным периодом не только для него самого, но и для всех членов семьи, которые сталкиваются с необходимостью преодоления различных трудностей, связанных с детсадовской / школьной жизнью ребенка. Зачастую в начальный период поступления ребенка во внесемейный институт (особенно школу) происходит обострение детско родительского конфликта, наполненного разочарованием, раздражением, досадой, а иногда и отчаянием.
Несогласие между родителями в том, как воспитывать ребенка, становится более явным, так как «продукт» их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Кроме того, меняются критерии оценки для ребенка, так как его оценивают не только родители, но и другие значимые взрослые. Оценкой в школе оценивается компетентность семьи. Она выставляется всей семье, и при отрицательной оценке страдает самооценка родителей.
Далеко не все родители выдерживают бремя новых обязанностей и требований, многие из них оказываются неспособными помочь своему ребенку справиться с внутренним напряжением, а иногда иусугубляют его состояние. И именно в этот период родители переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.
5. Принятие и осуществлениеродительской роли.
Трудности взаимодействия с ребенком, которые непременно появляются в процессе воспитания, рассматриваются как стрессовый фактор, обусловливающий родительский стресс.
Семьи, имеющие детей, разрешают сходные проблемы и переживают аналогичные трудности. Каждый раз, когда ребенок вступает в новую стадию развития (начинает ходить или говорить, идет в школу и т. д.), родители должны изучить его новое ролевое поведение (А. С. Спиваковская, 2000). Соответственно, когда сами родители вступают в новые стадии развития, их поведение изменяется. Иногда поведение родителей и детей на различных стадиях развития создает конфликтные ситуации. Когда бы ни происходили изменения, всегда существует период стресса, который продолжается до тех пор, пока родители и дети не урегулируют свои взаимоотношения. Задачи, которые предстоит решать в период родительства, парадоксальны. С одной стороны, успешно исполняющие свои функции родители обеспечивают детям чувство защищенности и поддержки. С другой стороны, эти же родители должны всячески содействовать тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. На первый взгляд, чувства поддержки и независимости, казалось бы, противоречат друг другу; на самом деле это две стороны одной медали. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым.
В исследовании Н. О. Белоруковой (2003) супруги на этапе жизненною цикла семьи с подростками называли наиболее стрессогенными трудности, связанные с изменениями в характере своего ребенка-подростка (плаксивость, раздражительность, вспышки гнева, нетерпимость, юношеский максимализм, уход в себя, непослушание). На втором месте оказались трудности, связанные с появлением у родителей чувства беспомощности из-за невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни. На третьем месте по числу выборов трудным для родителей оказалось резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь. Четвертое место заняли отмеченные родителями трудности принятия взросления ребенка, который отдаляется от родителей к дружеским компаниям.
Итак, каждая новая ступень развития ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предыдущих этапах; с другой стороны, требует от родителей новых умений и способностей.