В современном мире общая технология манипулирования Неимущественно использует влияние на аудиторию по каналам, которые менее всего контролируются сознанием людей.
563
Тем самым в массовое сознание внедряются социально-политические мифы — иллюзорные идеи, утверждающие определенные ценности и нормы, воспринимаемые преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.
Целью политического манипулирования является создаваемая СМИ псевдореальность, которая может в корне изменить в сознании людей пропорции подлинной модели мира — соотношение между добром и злом, правдой и ложью и т. д. Важным источником манипуляции служит то, что, обладая монополией на информацию, СМИ определяют приоритеты событий в мире, где происходят миллионы событий, но обсуждаются то те из них, которые СМИ вводят в сферу общественного внимания.
Насилие в СМИ
Одна из насаждаемых масс-медиа псевдореальностей - культ насилия.
Средства массовой информации не создают насилие, они его тиражируют и, пользуясь своими возможностями тотального воздействия, тем самым эффективно пропаганду ют. Посредством СМИ не просто передаются сообщения и информация, а создается, причем многократно усиленный, эффект. Создаваемое в жизни насилие переносится в человеческие головы как идеальное и в таком же превратном виде отражается в произведениях «массовой культуры». Таким образом, замыкается: насилие в жизни отражается в культе насилия, который, в свою очередь, провоцирует новое насилие.
При таком положении следовало бы запретить подобную пропаганду насилия. Но такой запрет вызовет вопли «защитников прав человека» — это будет считаться нарушением прав человека: нарушением свободы того, кто создает такие «шедевры», и нарушением свободы того, кто их хочет смотреть. В таком случае свобода мелкой кучки садистов превращается в их свободу творить зло, в свободу разрушать, уничтожать нравственность всего народа. Это касается не только проблемы насилия, а всего спектра существующих ценностей. Гуманизм перерастает в антигуманизм, идеи — в антиидеи. Наступает «атрофия моральных чувств» [255, 259]. Распущенность, безответственность, отрицание ценностей и нравственных норм
564
становится единственной нормой. Постепенно наступает своего рода вседозволенность.