Расстройства личности, или психопатии, — патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное, свойство индивидуума, сохраняющееся в течение всей жизни. Они диагностируются в тех случаях, когда патологические изменения выражены столь значительно, что препятствуют полноценной адаптации в обществе. В их диагностике имеют значение социальные критерии (Тиганов А. С., 1999).
Расстройство личности — это очень жесткая модель внутреннего опыта и действий, направленных на окружающий мир, которая отличается от ожиданий общества и приводит к дисфункции, определяет специфическое восприятие себя и отношение к окружающим и субъективное неблагополучие (Комер Р., 2002).
Возникают расстройства личности в подростковом, а иногда в детском возрасте, причем каждый тип имеет свой характерный возраст формирования. Они проходят через всю жизнь больного, однако при благоприятных условиях могут быть достаточно длительные периоды компенсации. Их проявления затрагивают все сферы жизнедеятельности личности — в большей степени эмоционально-волевую, мышление с характерным искажением когнитивных процессов, селективной обработкой информации, стереотипы межличностного поведения. Сочетание определенной генетической предрасположенности и своеобразных условий индивидуального развития приводит к тому, что одни паттерны поведения и реагирования развиваются гипертрофированно, а другие либо не формируются совсем, либо находятся в дефицитарном состоянии. Имеется только одна возможная модель межличностного взаимодействия, а уравновешивающая ее стратегия не может развиться должным образом. Пациенты не могут адекватно воспринимать себя и окружающих, прогнозировать последствия своего поведения, нюансированно оценивать суть межличностных отношений и соответствующим образом подстраивать свое поведение, устанавливать с другими теплые доверительные контакты. Следствием этого становится формирование порочного круга с негативным ответом окружающих на подобное поведение, что усиливает реакцию дезадаптации, при этом, как правило, снижена способность извлекать уроки и учиться на своих ошибках. Пациенты имеют постоянные проблемы с выполнением своих повседневных обязанностей, ролей и совладанием со стрессом и фрустрациями, испытывают трудности с пониманием причин своих проблем и гибким изменением поведенческих стереотипов.
У лиц, страдающих расстройством личности, довольно часто отмечается более низкий уровень социального функционирования, чем можно было бы ожидать при их интеллекте, образовании и ресурсах. Они не могут принять решение, какое поведение может быть наиболее подходящим в данной ситуации. Напротив, признаком расстройства личности является то, что относительно этих пациентов можно заранее предугадать их поведение, поскольку в разных ситуациях они ведут себя сходным образом, поведение же носит компульсивный характер и труднее поддается контролю или изменению.
Необходимо помнить об определенных особенностях мышления при личностных расстройствах. Прежде всего это выраженная избирательность восприятия и нарушенное определение реальности, эти пациенты склонны обрабатывать информацию выборочно дисфункциональным способом. Воспринимаемая информация усваивается таким образом, чтобы соответствовать имеющимся внутренним жестким схемам, нейтральным стимулам может придаваться особое значение. Так, предложение ВОП обратиться к другому специалисту за дополнительной консультацией при зависимом расстройстве личности может переживаться как ситуация эмоционального отвержения и желание избавиться от пациента. В рамках каждого расстройства личности доминируют определенные представления и схемы, которые образуют характерный личностный профиль. Пациенты склонны неосознанно тонко манипулировать поведением других в межличностных отношениях, принуждая их вести себя в соответствии с собственными внутренними представлениями.
Типичным является достаточно яркий, часто приносящий дискомфорт окружающим, рисунок поведения больных, который носит характер защитной брони. Стоящие за ним одиночество и подавленность обычно не осознаются ни пациентами, ни окружающими в связи с отсутствием субъективного переживания страдания и индивидуальной приемлемостью симптоматики (эго-синтонностью). По выражению старых авторов, если при неврозе пациент страдает от психических симптомов, то при расстройстве личности от него страдают окружающие люди. Пациенты редко обращаются за специализированной психиатрической или психотерапевтической помощью и лечение их сильно затруднено.
Диагностику осложняет склонность пациентов сообщать искаженные противоречивые сведения о себе, навыки манипулятивного поведения.