С теорией систем тесно связаны имеющие важное для клинической психологии значение понятия стресса и преодоления стресса, которые указывают на взаимосвязь между внутренними физиологическими процессами и условиями внешней окружающей среды. Оба термина имеют отношение к нарушению гомеостаза или динамического равновесия системы. Стресс представляет собой требования, превышающие возможности системы, что влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополнительной энергии, физиологическом и психологическом усилии, а копинг — это те способы, при помощи которых система пытается справиться с этими требованиями, а также способы преодоления стресса.
Внешние раздражители, вызывающие стресс или чрезмерное напряжение систем, вне зависимости от того, имеют ли они физическую, психологическую или социальную природу, часто называют стрессорами (stressors). Как животные, так и люди на протяжении всей своей эволюции нуждались в выработке мгновенных и энергичных реакций в случае опасности. На опасность человек реагирует либо
бегством от ее источника, либо попыткой с этой опасностью справиться; такой способ реагирования получил название «агрессии или бегства» («бей или беги»). Например, если женщина, управляющая автомобилем, видит перед собой внезапно появившуюся на дороге машину, она нажимает на педаль тормоза и поворачивает руль, пытаясь избежать столкновения; при этом она, как правило, громко вскрикивает. В тот же самый момент многие физиологические функции ее организма претерпевают мгновенные изменения: сердце начинает биться быстрее, в кровь выделяется дополнительное количество адреналина, происходят изменения в пищеварительной системе. Если даже ей удается избежать столкновения, она испытывает сильное волнение и, для того чтобы успокоиться, может заговорить с пассажиром, находящимся в ее машине, или включить автомобильный радиоприемник. Способы преодоления стресса носят название копинга. Переживание стресса представляет собой общераспространенное явление в современном американском обществе. Так, например, исследование с участием 8000 человек, среди которых были ученики средней школы и молодые люди в возрасте до 20 лет, проведенное в Мичигане, показало, что почти 2/3 опрощенных сообщали о том, что переживают стресс по меньшей мере раз в неделю. Каждый третий из опрошенных учеников средней школы сообщил, что испытывает стресс ежедневно (по данным агентства Рейтер от 30.10.99 [www.psychwatch.com]). Степень подверженности стрессу неодинакова в индустриально развитых странах мира. Японские дети в меньшей мере подвержены стрессу, несмотря на напряженную учебную программу в общеобразовательных школах. Макгарви (McGarvey, 1999) указал на возможную взаимосвязь между модернизацией общества и физиологическим стрессом. К примеру, у коренных жителей островов Самоа*,- испытавших на своем собственном опыте «несовместимость различных стилей жизни», наблюдалось повышенное кровяное давление в результате попыток достичь более высокого жизненного статуса путем приобретения большего количества европейских товаров. Доступность алкоголя и наркотиков, ввозимых из европейских стран, также вызывала изменения в образе жизни коренного населения, приводившие к стрессу. Таким образом, изменения на всех системных уровнях могут быть вызваны изменением условий жизни.
В одной из первых и наиболее значительных работ Ганса Селье «Жизненный стресс» (Selye, The Stress of Life, 1956) высказывается предположение о существовании общего адаптационного синдрома — реакции организма на стресс, протекающей в несколько стадий. Сначала возникает реакция тревоги, и немедленно вслед за этим организм отвечает на возникшую опасность по принципу «бей или беги». Если, действуя таким образом, организм не справляется с опасностью в течение непродолжительного промежутка времени, его силы истощаются. Однако если напряжение слишком велико и продолжается
слишком долго, это может привести к необратимым физиологическим изменениям в организме и даже к его гибели. Одним из интересных направлений исследований в области здравоохранения является изучение связи между стрессом и иммунной системой, предохраняющей организм от различных заболеваний. Многие стрессоры имеют социальную или психологическую природу. Попросите нескольких людей перечислить стрессоры, воздействию которых они подвергаются в повседневной жизни, и вы получите самые разнообразные ответы, например: выпускные экзамены, разрыв любовных отношений, беременность, несчастные случаи, усталость от тяжелой работы. Восприятие возможных источников опасности носит строго индивидуальный характер. Фактор, являющийся сильным стрессором для одного человека, может восприниматься как пустяк другим. Существует также положительный стресс, названный Селье эвстрессом (eustress), который играет роль стимулирующего фактора, позволяющего приобретать навыки разрешения жизненных проблем и содействующего развитию личности. Известное выражение «через тернии к звездам» выражает именно эту идею.
Одна из важных задач, стоящих перед родителями, заключается в том, чтобы обеспечить ребенку достаточную нагрузку, способствующую развитию полезных навыков; но в то же время эта нагрузка не должна быть чрезмерной, превратившись в постоянный источник стресса.
Модель диатеза-стресса (Diathesis-Stress Model). Суть этой концепции заключается в том, что отдельные индивиды имеют врожденную или физическую предрасположенность к развитию тех или иных отклонений, однако фактически это происходит только в том случае, если человек подвергается воздействию сильного и продолжительного стресса, с которым он не в состоянии справиться. Психологи довольно часто используют эту концепцию для обоснования более общей биопсихосоциальной теории, заявляя, что предрасположенность к различным отклонениям может быть обусловлена не только генетически и биологически, но и являться следствием ранних психологических и социальных переживаний. Например, можно предположить, что у ребенка, здорового от рождения, но лишенного достаточно тесного контакта с родителями или воспитателями, проявляющими лишь формальную заботу о нем, по мере взросления может развиться предрасположенность к застенчивости или не будет навыков, необходимых для взаимодействия с другими людьми. В значительной степени теория травмы {trauma theory) основывается на представлении о том, что сильный эмоциональный шок, пережитый в раннем детстве в результате жестокого обращения, изнасилования, инцеста, несчастного случая или войны, накладывает отпечаток, оказывающий влияние на всю последующую жизнь индивида.
Преодоление стресса (копинг). Под термином копит понимаются когнитивные и поведенческие попытки индивида адаптироваться к изменениям жизненных ситуаций, в особенности тех, которые вызывают стресс. Копинг можно связать с предложенной Фрейдом концепцией защитных механизмов (defense mechanisms). На это указывают Сомерфельд и Маккрей (Somerfeld and McCrae, 2000) в своем обзоре наиболее объемных научных трудов, посвященных проблеме стресса. Защитные механизмы представляют собой бессознательные процессы, используемые людьми в попытке справиться с нервным напряжением и тревогой; к их числу относятся вытеснение (мотивированное забывание) и перенос (выражение своего гнева по отношению к человеку, не являющемуся источником отрицательных эмоций: например, разгневанный ребенок наносит удар брату или сестре вместо одного из своих родителей). Выяснилось, что эти бессознательные защитные механизмы крайне трудно поддаются изучению посредством эмпирических методов. Однако развитие когнитивной психологии в конце XX столетия привело к разработке надежных методов оценки уровня адаптации и связи сознательных реакций человека с интрапсихическими процессами. Термин копинг начал применяться для исследования сознательных методов, используемых людьми в процессе адаптации к стрессу. Методы копинга варьируют от крайне неадекватных до высокоэффективных — начиная с отрицания самого существования проблемы или проекции своей проблемы на других людей и заканчивая попытками рационального решения проблемы или сублимации (удовлетворения влечения в социально приемлемой форме, такой как разрядка агрессивности с помощью игры в теннис или футбол). Нередко подчеркивается важное отличие проблемно-ориентированного копинга от копинга эмоционального, хотя оба подхода имеют непосредственное отношение к психологическому вмешательству. Крупный теоретик и исследователь Ричард Лазарус (Lazarus, 2000), много лет занимавшийся изучением проблем стресса, в своем обзоре, посвященном современным научным представлениям о стрессе и методам копинга, высказывает оптимизм в отношении перспектив дальнейшего изучения этой темы, несмотря на неудачи многих ее исследователей. Он настоятельно доказывает необходимость проведения большего числа наблюдений за повседневной жизнью индивидов с целью выявления поддерживаемых ими взаимосвязей с окружающей средой. Он также призывает к проведению большего количества долгосрочных исследований, связанных с психологией индивидуального развития, и указывает на то, что следует уделять больше внимания изучению позитивных методов копинга.