В пище современного человека преобладают рафинированные продукты питания, подвергнутые тотальной промышленной обработке и почти полностью утратившие свои первоначальные полезные свойства, включающие серию пищевых добавок. Это нагревание и высушивание, охлаждение и замораживание, химическая обработка и облучение, добавление всевозможных консервантов и абсорбентов, красителей и осветлителей. Такое агрессивное вмешательство в природу не могло не вызвать изменение химического состава продуктов, разрушение биологически активных комплексов (витаминов) и образование ядовитых веществ. Кроме того, в продукты теперь попадает свыше 3000 (!) различных ядовитых химических веществ — отходы промышленных предприятий, антибиотики и гормоны (куриные окорочка!) и всяческие удобрения. Все это привело к возрождению различных течений натурального питания (питания натуральными природными продуктами), которые были хорошо известны в начале нашего столетия. Это работы таких известных натуропатов, как Г. Шелтон, П.Брэгг, А.Чейз и др.
Особенностью пищевого рациона натуропатов является отказ от рафинированных продуктов и продуктов животного происхождения (вегетарианство), раздельное питание и низкокалорийный суточный рацион. Теоретической основой вегетарианства служит пример наших далеких предков, которые на заре развития человечества предположительно питались дикими растениями, фруктами и плодами земледелия, мясо же начали употреблять лишь после того, как научились пользоваться огнем. Эту теорию подтверждает строение желудочно-кишечного тракта человека с его семиметровым кишечником и зубов, как будто специально приспособленных для длительного пережевывания растительной пищи по аналогии с травоядными животными.
Сторонники раздельного питания основное внимание уделяют совместимости пищевых продуктов, для переваривания которых требуются среды с различной кислотностью — для белков кислая (желудок), для углеводов щелочная (ротовая полость и двенадцатиперстная кишка). Одновременный прием белков и углеводов требует резкого увеличения энергозатрат на переваривание смешанной пищи, ухудшает усвояемость пищевых веществ, стимулирует процессы гниения в толстом кишечнике и самоотравление организма ядовитыми продуктами не полностью переваренной пищи. Поэтому Шелтон и его последователи не рекомендуют есть одновременно мясо с картофелем и колбасу с хлебом, что, по мнению натуропатов, «обеспечивает безгнилостное пищеварение и исключает самоотравление организма».
Большое внимание совместимости продуктов питания уделяли и наши далекие предки. Например, в памятнике тибетской медицины — фолианте «Чжуд-ши» — сказано, что «принимать несовместимые виды пищи —- это все равно что есть составленный яд». Так, плохо подходит рыба к молоку, несовместимы яйца и рыба и т.д. Нельзя употреблять новую пищу до тех пор, пока старая как следует не переварится. Все натуропаты проповедуют также резкое ограничение суточного калоража за счет продуктов животного происхождения — белков и жиров.
В нашей стране наиболее ярким представителем и последователем натурального питания является врач Г.С.Шаталова. Взглядам Г.С.Шаталовой в какой-то мере созвучна теория питания «На грани» — частичное удовлетворение потребностей организма в питательных веществах с расчетом на то, что «недоеденная» часть будет компенсирована за счет внутренних ресурсов организма.. При этом считается, что дефицит питательных веществ приводиткстимуляцииферментативныхсистем и повышению биологической активности организма. Недостающие белки, жиры и углеводы так же, как если бы пища полностью отсутствовала, организм черпает из собственных ресурсов путем эндогенного питания. Это приводит к самообновлению и омолаживанию организма.
Сторонники же сбалансированного питания убеждены, что здесь есть и минусы: как и при полном голодании в этом случае расходуются не только старые белковые структуры, но и полноценный белок жизненно важных органов — печени, сердца, что может привести к серьезным заболеваниям. Нам кажется, если искать в этом рациональное зерно, нужно следовать простому правилу — вставать из-за стола со «здоровым чувством некоторого недоедания, с легкостью в животе и голове». Во всяком случае, это наверняка лучше, чем постоянное переедание.