Как

на высокий авторитет сослался я абзацем выше на столь почитаемого мною Поля Брегга, и вряд ли кто может усомниться в моем уважении к этому светочу человеческой мысли. Тем не менее: доверяй, но проверяй!.. Не случайно, цитируя столь близкие мне его слова о наилучшей для организма жидкости — фруктовых соках из его книги «Потрясающая правда о воде, всемирной жидкости смерти» (имелось в виду, что вредные неорганические примеси в воде не только старят человека, но и угнетают в течение всей жизни), первоначально я решил не ссылаться на категорическую рекомендацию этого замечательного автора о непременном-де и постоян- ном-де употреблении дистиллированной воды как воды якобы идеальной, очищенной от всех ненужных примесей. Я не хотел подрывать его авторитет. Дело в том, что издание, на которое я ссылался, увидело свет в США в 1971 году. А в 1990 году в Москве, в институте общей и коммунальной гигиены им. А. М. Сысина-Камбурова, Веска Стоилова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Гигиеническая оценка термических способов обработки питьевой воды по влиянию ее на иммунный статус организма». Эта по-научному сухо написанная работа читается как увлекательный роман, благодаря ясности аргументов и доказательности выводов. Вот только три из них:

«5. Длительное потребление питьевых вод, подвергнутых высокотермической обработке с изменением (дистиллят) и без изменения (кипячение) их агрегативного состояния, вызывало неблагоприятные сдвиги в иммунном статусе экспериментальных животных, выражавшиеся в снижении фагоцитарной активности нейтрофилов, гемолитической активности комплемента, общего пула иммуноглобулинов. Системный анализ позволил также отметить изменение функциональной зависимости ГЗТ-эффекторов в реакции гиперчувствительности замедленного типа, угнетение В-звена иммунной системы в реакциях гемаглютинации и стимулированной ДПС бласттранс- формации (РБТЛ). 6.

Длительное потребление тех же питьевых вод, подвергнутых замораживанию (с последующим оттаиванием до идентичной комнатной температуры), приводило к стимуляции неспецифических факторов иммунитета, главным образом, к повышению фагоцитарной активности нейтрофилов, выраженной тенденции увеличения гемолитической активности комплемента, а также специфических — общего пула иммуноглобулинов и стимуляции РБТЁ. 7.

Способность питьевой воды, обработанной различными термическими способами, влиять на уровень неспецифической резистентности организма показана также на модели экспериментального сальмонеллеза. Длительное потребление воды после ее высокотемпературной обработки приводило к повышенной летальности и снижению устойчивости организма белых мышей к инфекционному агенту, тогда как потребление талой воды улучшало показатели неспецифической резистентности организма экспериментальных животных».

Полагаю, из этой длинной выписки позволительно извлечь несколько жизненно-полезных уроков: а) длительное кипячение и особенно дистилляция воды губительно сказывается на кислотно-щелочной реакции организма, ее потребляющего, и ухудшает его иммунные характеристики; б) талая вода их улучшает; в) «Платон мне друг, но истина дороже», — думаю, этот постулат никогда не обесценится. Что ж, поднимаемся вверх на плечах гигантов...

Огромный пласт знаний о настоях и настойках с использованием в них трав, корней, листьев и цветов — это большая особая отрасль человеческих знаний, нуждающаяся в специализации, и я рад тому изобилию литературы, которая доступна сейчас всем заинтересованным в применении данной благородной модификации жидкости, поступающей в организм.

Не смея вторгаться в это могущественное подразделение фитотерапии, я хочу лишь отдать дань глубокого уважения В. Караваеву, о страдальческой судьбе которого писал несколько выше, и настои которого у нас можно встретить благодаря подвижнической деятельности А. Дерябина, в свое время излеченного им от силикоза легких.