Когда специалист работает с пациентом, ему хорошо видны многие расстройства и проблемы в их развитии. Врачи общей практики могут знать о социальных, психологических и бытовых проблемах пациентов, вызывающих расстройства на физическом уровне. Идеально, когда доктор может как-то повлиять на эти проблемы и улучшить таким образом здоровье пациента. Иногда повлиять на них можно, но иногда и нельзя. Этому могут мешать обстоятельства или недостаток средств. Ho иногда этому может препятствовать неспособность пациента понять или принять некоторые вещи, которые пытается объяснить ему врач.
Аналогично в гомеопатии мы можем увидеть при тщательном изучении случая различные перспективы в развитии болезни. Мы в состоянии увидеть, что лекарство, подобранное по локальным признакам, может иметь только паллиативный эффект, так как оно не соответствует симптомам других расстройств здоровья у этого пациента. Это лекарство не вызовет фундаментальных изменений, способных привести к радикальному улучшению здоровья. Однако пациент может не захотеть разбираться со всеми этими проблемами. В других случаях на ранних стадиях лечения могут уйти наиболее поздно появившиеся проблемы, которые и привели его к врачу, тогда как более длительно существующие расстройства, вполне вероятно хорошо контролируемые традиционным лечением, могут остаться. Врач, скорее всего, будет стремиться продолжить лечение, но пациент может предпочесть оставить все как есть.
Вариантом этой темы является ситуация, в которой врач видит некоторые аспекты личности пациента или его психоэмоционального состояния, которые сам пациент не замечает. Эти аспекты могут вывести на определенный препарат. Однако назначать его, когда пациент еще не готов к возможным изменениям, было бы ошибкой и привело бы к разрушительным последствиям. Подобную ситуацию можно сравнить с проведением психотерапевтической работы с пациентом, который совершенно не готов к этому. He исключено, что возврат старых психотических симптомов у пациентки, описанной на стр. 118, не был бы столь острым и драматическим, если бы я до назначения лекарства выявил тот психологический стресс, возникший, когда она узнала о том, что она приемный ребенок. Возможна ситуация, когда назначение, основанное на совсем иных показаниях, затронет некоторые психологические аспекты, не обнаруженные до этого ни врачом, ни самим пациентом; однако намеренно давить на аспекты, не осознанные и не принятые пациентом, совершенно неоправданно.
Работа в рамках обстоятельств и компетентности врача
Эти ограничения неизбежно влияют на терапию независимо от области медицины. И умение увидеть и распознать их составляет один из важных профессиональных навыков. Связанные с этим проблемы обсуждаются в последующем разделе.
Осознание необходимости в консультативной помощи и других методах лечения
Это тоже одно из важных профессиональных умений. Кроме того, это аспект клинической стратегии. Любого из нас может подвести способность скромно признать ограниченность наших знаний или возможностей нашего метода. Особенно часто эта опасность подстерегает представителей комплементарной медицины, которые часто занимают агрессивно-оборонительную позицию и не признают недостатков своих методов. Часто мы не хотим признать собственного незнания, неспособности что-то сделать либо явного преимущества другого метода в конкретной ситуации. Однако опасность эта есть и у традиционных врачей, особенно когда им приходится «уступать» своих пациентов представителям комплементарной медицины. Кроме того, известная профессиональная гордость часто мешает даже сотрудничеству представителей разных дисциплин традиционной медицины.