Этот раздел призван объединить не столько пациентов, имеющих специфические хронические болезни, такие, как рассеянный склероз, ревматоидный артрит или астма, сколько тех пациентов, которые постоянно или часто болеют самыми разными болезнями, переходящими одна в другую или чередующимися. Само по себе чередование или переход состояний одного в другое может быть характерной чертой патогенеза ряда препаратов (табл. 9.1).
Лечение хронических и постоянно существующих болезней может сводиться к грамотному подбору единственного лекарства либо может потребовать годы напряженной работы, использование всех ракурсов и способов лечения, описанных в предшествующих главах. Вопрос о том, насколько точно мы можем предсказать реакцию и прогресс лечения, будет обсуждаться в разделе «Ожидания». Эти моменты могут повлиять на то, под каким углом мы будем рассматривать наш случай. В качестве наиболее яркого примера можно привести больного в терминальной стадии, для которого возможна лишь паллиативная помощь, а оказать ее лучше всего могут препараты, подобранные по локальному принципу или по умеренно широкой совокупности симптомов.
Терапевтическая стратегия в хронических случаях может быть определена следующими принципами:
- Необходимо четко и добросовестно ставить лечение в зависимость от потребностей, выражаемых пациентом.
- Работа с пациентом не должна выходить за рамки того, что он не способен понять и принять.
- Необходимо четко понимать ограничения своих возможностей, накладываемых обстоятельствами и степенью компетентности врача.
- Гомеопат должен своевременно осознавать необходимость консультативной помощи, а также необходимость в других методах лечения.
Соответствие лечения потребностям пациента
В какой бы области медицины мы ни работали, всегда в первую очередь должны осознать, что хочет от нас пациент; кроме того, мы должны постараться помочь самому пациенту понять, что именно ему нужно. В одном из рассказов Кафки сельский доктор говорит: «Выписать рецепт нетрудно, а вот понять людей - это тяжело!» Тем более нелегко помочь людям понять самих себя. Однако решение этих непростых задач всегда должно сопутствовать процессам подбора лекарств или выполнению различных процедур. Если врач преуспел в первом, то лекарство пациенту может и не понадобиться, как в случае с псориазом (стр. 146). В любом случае это поможет обеспечить уместность любых лечебных мероприятий и увеличить их эффективность. В гомеопатии назначение напрямую зависит от понимания врачом своего пациента. Чем лучше мы поймем его, тем больше вероятность подбора наиболее правильного лекарства, но, кроме того, «если вы поймете человека, вы сможете помочь ему, независимо от того, окажете ли вы ему какую-то «материальную» помощь или нет; понимание помогает исправить даже те расстройства, которые вы не смогли увидеть» (Gouge, 1963).
В гомеопатии соответствие потребностям пациента достигается путем подбора лекарства, наиболее соответствующего клинической картине пациента. И на это должно быть направлено наше внимание в первую очередь. То, от чего пациенту необходимо избавиться в первую очередь, может проявляться наиболее отчетливо на локальном или патофизиологическом уровне. И в таком случае назначение должно быть в первую очередь основано именно на этом, как у пациента с огромной селезенкой (стр. 102). Либо наиболее насущные потребности пациента удается выявить при изучении совокупности симптомов, иногда при сложении нескольких одновременно существующих симптомокомплексов.
Другие ракурсы изучения пациента, приводящие к иным стратегическим решениям, выходят на передний план тогда, когда в клинической картине нельзя найти четких указаний на лекарство. Тогда этиологические симптомы или данные семейного анамнеза могут открыть перед нами новые пути для выбора лекарства. Либо может сложиться ситуация, когда подобранное исключительно на основании клинической картины лекарство не действует или действует недостаточно. И тогда на помощь опять приходит назначение, основанное на более широком охвате пациента.
Конституциональная картина может помочь в подтверждении лекарства, найденного на основании клинической картины. Конституциональный препарат не должен затмевать лекарство, подобранное по клинической картине, для него более уместна поддерживающая роль в тех случаях, когда клиническая картина уже устранена, но необходимо профилактическое воздействие, либо предотвращающая роль в случае приступообразных состояний, когда лекарство принимается между приступами.
При хронических болезнях паттерны, указывающие на определенные лекарства, могут изменяться по мере устранения одного слоя за другим. При этом стратегия назначений будет определяться тем, что наиболее ярко лежит на поверхности в данный момент. Когда мы впервые начинаем лечить данного пациента, разные ракурсы случая будут одинаково важны. На определенных стадиях лечения на выбор гомеопатического лекарства отчетливо будут влиять и этиологические факторы, и данные семейного анамнеза. Однако в дальнейшем они могут уже не иметь особенного значения, поскольку эволюция болезни может привести к тому, что все прочие аспекты случая полностью будут вытеснены текущей клинической картиной. В лекарстве, подобранном на основании этой картины, сойдутся все нити, составляющие сложный узор болезни. Ho, когда клиническое подобие не дает ожидаемого результата, требуется поиск лекарства, подобранного на основании более широкого охвата случая.
Иногда врач оказывается перед искушением с самого начала назначить препарат, подобранный на основании очень яркого признака из семейного анамнеза, но не соответствующий клинической картине. На самом деле это допустимо, лишь когда признак очень ярок, а клиническая картина слишком неясна.
Уже говорилось о малой ценности симптомов и признаков, являющихся характерными чертами патологии как таковой. Ho это не должно заставлять нас совсем перестать интересоваться патологией. Как было показано на примере пациента с лимфомой, нас не должны сбивать с толку даже очень яркие клинические признаки лекарств, Materia Mrdica которых не содержит симптомы основных патологических изменений. К сожалению, не все справочники содержат полную информацию, а реперториумы, указывающие на соответствие лекарств специфическим симптомам или патофизиологическим изменениям, могут не включать даже показанные лекарства, в частности, если они плохо изучены. Более полными являются современные реперториумы, в которых устранены многие белые пятна.