Переходя к рассмотрению типологий, образованных на основе дифференциации направленности человека, т. е. устойчивой совокупности его устремлений к чему-либо или кому-либо, представляется целесообразным обратиться к работам Э. Шпрангера, А. Ф. Лазурского и К. Юнга. Так как именно при дифференциации людей на основе оценки их направленности получило распространение типолого-гно- стическое направление, то его реализацию можно проследить на примере использования методики «Ориентировочная анкета», автором первоначального варианта которой является Б. Басс.
По Шпрангеру [2], структура личности характеризуется и определяется теми целями и ценностями, к которым стремится человек. В соответствии с этим представители научно-технического типа стремятся к познанию истины, систематизации своих знаний, у них преобладает когнитивное отношение к действительности. Для экономического типа характерна прагматическая ориентация, при которой главным ценностным критерием выступает полезность. Эстетический тип видит высшую ценность в форме гармонии; он не обязательно создает художественно-эстетические ценности, но активно потребляет такую информацию. У социального типа наиболее значимой оказывается любовь к людям, по отношению к которым он добр, эмпатичен, отзывчив. Для политического типа смысл жизни заключается в обладании властью, и ради нее он готов на многие жертвы. Религиозный тип наиболее важным считает стремление к единению с богом. Оценивая типологию, следует указать на несомненное сходство ее основания с перечнем первичных потребностей человека (материальные, социальные, познавательные и эстетические).
Набор первичных потребностей определяет набор шкал методики «Ориентировочная анкета», разработанной С. Смекайлом и М. Куче- рой (Приложение 4). Это шкалы направленности: «На себя», «На других людей» и «На дело». Поэтому при выполнении методики обследуемому предлагается осуществить выбор из взаимоисключающих вариантов ответов на заданные вопросы, носящих проективный характер, при отсутствии варианта «не знаю». Следовательно, предполагается, что у обследуемого должно быть изначальное отношение к соответствующим предметам направленности. Таким образом, шкалы оказываются взаимозависимыми, т. е. увеличение показаний по одним шкалам осуществляется за счет уменьшения по другим, и наоборот. Такое положение отражает механизм взаимодействия первичных потребностей, когда преобладание одной над другими обеспечивает целенаправленность и целостность поведения, минимизирует возможность появления эффекта «Буриданова осла». В результате каждый обследуемый обязательно наберет определенное количество баллов по шкалам, а значит, окажется представителем того или иного типа направленности и реже — нескольких сразу. Поскольку баллы начисляются за ответы, носящие проективный характер, обследуемый через это познает себя и как бы сам себя приписывает к определенному психологическому типу. Поэтому такая форма типологической идентификации получила наименование типолого-гностического направления.
В основе классификации личностей, предложенной Лазурским, лежит разделение всего многообразия человеческой психики на эндопсихику и экзопсихику. В эндопсихику входит «вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п.» [31, с. 181]. Содержание экзопсихики «определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие “среды” или “объектов” берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться» [Там же, с. 182].
Ориентация на эндо- или экзопсихику образует первый уровень классификации, определяющий выделение психологических типов. Так, при ориентации на эндопсихику далее, на втором уровне, выделяются типы рассудочных, аффективных и активных людей по степени выраженности у них соответствующих функций, способностей. При взаимном соответствии эндо- и экзопсихики — типы ученых, художников, религиозных созерцателей, человеколюбцев, общественников, властных, хозяйственных. При преобладании экзопсихической стороны личности деление производится в соответствии с важнейшими общечеловеческими идеалами и их характерологическими разновидностями.
С классификацией Лазурского перекликается система Юнга. В ней на первом уровне выделяются два резко различающихся типа, названные типом экстраверсии и типом интроверсии. Если рассматривать соотношение между объектом и субъектом, то механизм экстраверсии проявляется в том, что «объект действует на субъект подобно магниту lt;...gt; объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта. lt;...gt; Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов» [60, с. 31]. Экстраверт применяется к данным отношениям и не имеет других претензий, кроме выполнения объективно данных возможностей, например избрать профессию, которая в данном месте и в данное время представляет многообещающие возможности. Или делать и производить то, в чем в данный момент нуждается окружающая среда и чего она ждет от него. Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективные данные, как экстравертирован- ный тип, а на субъективные факторы. Интроверт, хотя видит внешние условия, но решающими избирает субъективные определители. Интро- вертированная установка, субъективная направленность следует наследственно данной психологической структуре, архетипам, в которых проявляется общее коллективное бессознательное. Содержание коллективного бессознательного представлено в сознании ясно выраженными наклонностями и воззрениями. Для интроверта характерна решительность и непреклонность субъективных суждений, которые изначально стоят над всеми объективными данными. Факты собираются интровертом только как средство для доказательства, как иллюстрирующие примеры, но никогда не ради них самих. Главную ценность для интроверта имеют развитие и изложение субъективной идеи, первоначального символического образа, который более или менее ясно стоит перед его внутренним взором.

Вместе с тем каждый человек обладает механизмами и экстраверсии, и интроверсии. Только относительный перевес того или иного определяет психологический тип. Это обеспечивает для каждого выраженного типа компенсирование его односторонности посредством проявления противоположной установки, находящейся на более низком уровне, позволяющей удержать равновесие. Но при достаточно высоком потенциале обеих установок повышается вероятность возникновения внутри- личностного конфликта. Интровертированный и экстравертированный типы получили наименование общих установочных. Каждый из них, в свою очередь, на втором уровне типологии, подразделяется на функциональные типы, а именно: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный. Отнесение человека к тому или иному функциональному типу определяется по преобладанию у него соответствующей функциональной системы. Таким образом, типология Юнга включает восемь психологических типов.
Сравнение между собой типологий Лазурского и Юнга демонстрирует их несомненную схожесть на первом уровне типологизации, когда все люди подразделяются на экстравертов, или лиц с доминированием экзопсихики, — с одной стороны, и на интровертов, или лиц с доминированием эндопсихики, — с другой. Разделение интровертов и людей, ориентированных на эндопсихику, на втором уровне типологизации по видам психических функциональных систем также достаточно схоже. А дифференциация людей с превалированием у них экзопсихики, ориентированных на окружение, вовне, осуществляемая по каким-то «внешним» показателям, представляется более последовательной, чем дифференциация экстравертов по тем же «внутренним» функциональным системам.
И хотя обе типологии на своем втором уровне включают дифференциацию людей по способностям, только типология Лазурского в какой-то мере захватывает дифференциацию людей и по характеру, т. е. по системе отношений к миру и себе, проявляющейся в действиях и поступках. В то же время понятно, что зависимость характера от многообразной внешней среды затрудняет его использование в качестве основы типологий, выделяющих ограниченное, немногочисленное число психологических типов всех людей. В определенной мере эта проблема преодолевается в типологиях, основанных на психологических особенностях, близких к патологии.
Следует отдельно заметить, что наиболее известные и общепризнанные типологии, например типологии Гиппократа, Э. Кречмера, К. Юнга и др., как правило, возникли в процессе лечебной практики. Очевидно, в этих условиях встречается большая поляризация психологических свойств, способствующая корректному выявлению дифференцирующих признаков. Наибольшими дифференцирующими возможностями обладают альтернативные (взаимоисключающие) психологические признаки, позволяющие получить различия на качественном уровне. Процедура определения психологических различий в ходе лечебной практики названа методом клинического выделения полярных групп; этот метод эже общего клинического и предназначен прежде всего для целей дифференциальной психологии, т. е. является методом именно этой отрасли психологической науки.