Рассмотрение факторных моделей личности, разработанных разными исследователями, в конечном итоге необходимо для определения возможности получения единой структуры личности, позволяющей дифференцировать людей по наиболее обобщенным характеристикам.
Уже упомянутая 16-факторная модель Р. Кэттелла представлена в перечне биполярных общих черт личности:
Фактор А. (+) Циклотимия (приспособленность, отзывчивость, эмоциональность) — (-) шизотимия (обособленность, холодность, замкнутость).
Фактор В. (+) Общая интеллигентность (ум, находчивость) — (-) умственный дефект (тупость, безынициативность).
Фактор С. (+) Сила Эго (спокойствие, зрелость, упорство) — (-) нейротизм (беспокойство, незрелость, возбудимость).
Фактор Е. (+) Доминантность (отстаивание своих прав, энергичность, эмоциональная сдержанность) — (-) подчиненность (неуверенность, услужливость, экспрессивность).
Фактор Л (+) Сургенсия (бодрость, беспечность, открытость) — (-) десургенсия (подавленность, озабоченность, закрытость).
Фактор С. (+) Характер или сила супер Эго (настойчивость, порядочность, постоянство) — (-) недостаток твердых внутренних убеждений (переменчивость, бессовестность, непостоянство).
Фактор И. (+) Пармия (смелость, доброта, самоуверенность) — (-) тректия (робость, черствость, неуверенность в себе).
Фактор I. (+) Премсия (нетерпеливость, чувственность, поиск внимания) — (-) харрия (выдержанность, жесткость, независимость).
Фактор Ь. (+) Протенсия (подозрительность, раздражительность) — (-) алаксия (доверчивость, спокойствие).
Фактор М. (+) Аутия (автономность, самопоглощенное расслабление, мечтательность) — (-) праксерния (практичность, узость интересов, серьезность).
Фактор N. (+) Проницательность (изысканность, холодность, хорошее понимание других) — (-) простоватость (неуклюжесть, сентиментальность, наивность).
Фактор О. (+) Гипотимия (склонность к чувству вины, боязливость) — (-) гипертимия (грубость, независимость).
Фактор О1. (+) Радикализм (гибкость) — (-) консерватизм (ригидность).
Фактор lt;22. (+) Самодостаточность (самостоятельность) — (-) со- циабельность (зависимость от группы).
Фактор О3. (+) Контроль желаний (высокий самоконтроль, сила воли) — (-) импульсивность (недостаток самоконтроля).
Фактор О,. (+) Высокая эргическая гибкость (фрустрированность, напряженность) — (-) низкая эргическая гибкость (расслабленность, флегматичность).
В результате дальнейшей факторизации помимо первичных Р. Кэт- телл выделил факторы второго порядка. Их количество и наименование менялось. Чаще других выделялся фактор «экстраверсия — интро- версия», в который вошли первичные факторы А, Е, Д И, О2, и фактор «тревожность — приспособленность», включающий в себя факторы С,
и,              ь, о, а, о..
Основываясь на этой модели личности, Кэттелл разработал Шестнадцатифакторный опросник личности — 16РР в различных формах. В практике чаще используется форма С (Приложение 11). Кроме перечисленных факторов в ней представлена шкала МБ — «адекватность самооценки», высокие оценки по которой свидетельствуют о завышении своих возможностей обследуемым. При применении методики 16РЛпринято использовать десятибалльную шкалу стэнов, преобразуя первичные данные по формуле:
Б? = 5,5 + 27..
Тогда обследуемые с оценками 1-3 стэна, 4-7 стэнов и 8-10 стэнов образуют три группы людей, действительно отличающиеся друг от друга по сравниваемой психологической характеристике.
Одним из первых к корреляционно-факторным исследованиям личности обратился Дж. Гилфорд, который в последнем варианте (совместно с В. Циммерманом) выделил следующие факторы структуры личности:
С.              Общая активность (поспешность, любовь к скорости, живость, жизнеспособность, продуктивность — склонность к промедлению, неторопливость, быстрая утомляемость, низкие способности).
Я. Сдержанность, самообладание (серьезность, вдумчивость, настойчивость — беззаботность, импульсивность, возбужденность, склонность к переживаниям).
А. Властность (самозащита, лидерство, умение выступать публично, блефовать — склонность занимать подчиненное положение, покорность, колебания, нежелание находиться в центре внимания).
  1. Общительность (множество друзей, поиск социальных контактов, любит быть на виду — мало друзей, стеснительность).

Е. Эмоциональная стабильность (ровное настроение, оптимизм, самообладание, спокойствие — изменчивость настроения, пессимизм, мечтательность, легкая возбуждаемость, чувство вины, беспокойство, одиночество, слабое здоровье).
О.              Объективность («толстокожесть» — обостренная чувствительность, эгоцентризм, подозрительность, шаблонность мышления, про- блемность).
Л. Дружелюбие (толерантность к проявлению враждебности, принятие доминирования, уважительное отношение к окружающим — воинственность, обидчивость, негодование, потребность в доминировании, презрительное отношение к окружающим).
Т. Вдумчивость (отзывчивость, склонность к самонаблюдению и наблюдению за окружающими, душевное равновесие — интерес к публичной деятельности и рассредоточенность мыслей и чувств).
Р. Отношения с окружающими (терпимость в отношениях с людьми, доверие к социальным организациям — придирчивость, критическое отношение к социальным институтам, подозрительность, жалость к себе).
М. Мускулинность (интерес к мускулинным проявлениям и другим эмоциональным характеристикам, присущим мужчинам, — интерес к феминным проявлениям и другим эмоциональным характеристикам, присущим женщинам).
В процессе разработки данной корреляционно-факторной модели для обоснованного выделения общих черт личности и их стандартизированной количественной оценки был разработан специальный опросник исследования темперамента Гилфорда и Циммермана.
Г. Айзенк экспериментально выделил следующие первичные факторы структуры личности:
  • колебания настроения;
  • общительность;
  • веселость;
  • импульсивность;
  • бессонница;
  • подавленность чувств;
  • сообразительность;
  • живость;
  • нервозность;
  • раздражительность;
  • чувствительность.

На более высоком уровне были выявлены нейротизм, экстравер- сия—интроверсия, а по результатам обследования мужской части выборки еще один фактор, включающий в себя, в частности, показатели склонности к тщательному планированию своего дела, нахождения в состоянии длительного возбуждения, способности сделать почти все на спор и др.
Проверяя модель Кэттелла, Айзенк получил десять факторов, существенно отличающихся от оригинальных по своей интерпретации, наиболее значимым из которых оказался фактор физической активности. Дальнейшая факторизация позволила Айзенку выделить более обобщенные факторы нейротизма и экстраверсии, а также третий фактор, интерпретировать который он воздержался. В этот третий фактор вошли такие показатели, как самооценка общительности, потребность в социальной стимуляции, выбор развлечений, общительность, склонность «физически выкладываться», выбор профессии, выбор службы, предпочтение активных, а не пассивных способов ведения дел и т. д.
Вероятно, есть определенные основания для обозначения таких показателей, как фактор социальной активности.
Осуществленная Айзенком дальнейшая факторизация модели Гилфорда привела к выделению более обобщенных факторов: нейротизма и экстраверсии. Эти факторы воспроизводятся в разработанном Айзенком опроснике (Приложение 12). Кроме того, по результатам обследования женской части выборки был выделен еще один фактор, включающий в себя, в частности, показатели стремления к установлению индивидуального ритма труда и отдыха, желания работать быстро.
И наконец, проведенное Айзенком совместное факторное исследование шкал Гилфорда, Кэттелла и собственной в целом подтвердило результаты, полученные в исследованиях отдельных шкал. Наряду с факторами нейротизма и экстраверсии, как правило, выделяется фактор с существенной представленностью показателей активности.
В других исследованиях дополнение клинических параметров методики ММР1 19 неклиническими позволило получить посредством дополнительной факторизации три базовых фактора: интроверсия— экстраверсия, болезненно настроенная чувствительность и слабость Эго — сила Эго (последний включает в себя показатели лидерства, интеллектуальной эффективности, терпимости). Факторизация шкал Калифорнийского психологического опросника также привела к выделению трех факторов: нейротизма, эмоциональности и фактора, интерпретированного как «приспособляемость».
Сравнение приведенных данных позволяет сделать вывод о значительном расхождении между первичными факторами, выделенными в различных исследованиях, и сходстве в составе обобщенных базовых факторов более высокого уровня. В первую очередь в число таких факторов включают экстраверсию—интроверсию и нейротизм. В многочисленных исследованиях зафиксирована корреляционная связь между этими показателями величиной 0,15-0,40 с более высокими значениями у детей, у плохо приспосабливающихся и невротических личностей. В третий фактор обычно с большим весом входят показатели активности, и его связь с обоими другими факторами менее однозначна.
Заметно различие в описаниях экстравертов и интровертов у Юнга и Айзенка. По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, нуждается в людях, с которыми он может поговорить, не любит разбираться в себе, любит изменения, импульсивен, плохо контролирует себя, а тихий человек, погруженный в себя, не ищет общения, больше любит книги, чем людей, скрытен, держится на расстоянии от других и делает исключение только для близких друзей, серьезен и размерен, хорошо себя контролирует. Получается, что Айзенк трактует экстраверсию—интро- версию прежде всего как разную степень коммуникативной активности, общительности человека. Косвенным подтверждением такого заключения являются эмпирические данные о независимости экстраверсии (по Айзенку) и приспособляемости, большей чувствительности экстравертов при оценке других, чем при самооценке, и, напротив, более тонкой самооценке себя, чем других, у интровертов.
Для Юнга это показатель направленности на внешний мир или себя, когда экстраверт приспосабливается к внешним условиям, а интроверт их изменяет в соответствии со своими внутренними представлениями (при этом он может быть вполне разговорчив). Либо интроверт может построить для себя свой собственный самодостаточный мир, т. е. создать себе условия обитания. Что касается нейротизма, который трактуется как эмоциональная, нервная неустойчивость, то он также присутствует в типологии Юнга как психическое явление, таковым не обозначенное, но проявляющееся в случае, когда у одного человека присутствуют и интровертированная, и эстравертированная установки, обе с большим потенциалом, что создает напряженность, условия для возникновения внутриличностного конфликта.
В результате получается, что наиболее общими экспериментально выявленными чертами личности оказались характеристики, сходные с психическими свойствами, определяющими наиболее общие и наиболее признанные психологические типологии. Поэтому в заключение рассмотрения корреляционно-факторных моделей, систем черт личности следует указать на экстраверсию—интроверсию и нейротизм как на ведущие базовые характеристики этих систем.
Интерпретация третьего обычно выделяемого фактора активности допускает отнесение к активным (в отличие от неактивных) лиц с хорошей обучаемостью, приспособленных к изменению обстановки, инициативных и практичных.