В случае, когда психология сосредоточивается главным образом на поведении человека, проявляющемся в его реальных действиях и поступках, тогда в центре ее внимания оказываются психологические особенности, которые могут быть отнесены к особенностям характера. Осо-бенности характера принято раскрывать через черты характера или черты личности, подчеркивая тем самым их значение для личности в целом. Учитывая, что проявление поведения человека решающим образом зависит от тех возможностей, которые предоставляет ему своя, для каждого уникальная, среда обитания, картина проявляющегося поведения всякий раз оказывается в значительной мере индивидуализированной и неповторимой.
Примерно так трактовал понятие «характера» Феофраст (ок. 372287 гг. до н. э.), вводя в обиход сам этот термин, обозначающий примету, признак, черту, особенность. По мнению Феофраста, характеры людей отражают нравственную жизнь общества. Его интересовало, почему, хотя вся Греция лежит под одним небом и все греки образованы одинаково, но всем суждено иметь по-разному сформированные характеры [56]. По выраженности той или иной черты он описал 31 характер: «лесть», «болтливость», «скучный рассказчик» и т. п. Уже сами формулировки красноречиво указывают на процессуальную, действенную и сравнительную природу характерологических черт. В XVII в. француз Ж. Лабрюйер описал уже 1120 характеров, выделив наиболее типичные для города, двора, аристократии и т. п.
Следовательно, черта, с одной стороны, определяет нечто объединяющее, общее между различными, несхожими между собой людьми, что говорит об определенной отвлеченности, абстрактности этого понятия, искусственности его содержания. Но, с другой стороны, черта связана со сравнительной оценкой поведения человека, измерением различных проявлений этого поведения. Поэтому психологическую черту, упрощенно говоря, можно рассматривать как «категорию, с помощью которой возможно упорядоченно описывать поведение индивидов» [7, с. 420].
Но как найти нечто общее и измеряемое между несравнимыми между собой людьми? Нормативное направление индивидуально-метрического подхода исходит из того, что конкретная человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости является единственным реально существующим объектом психологии человека. Общие характеристики, общие черты различных индивидуальностей проявляются естественным образом по результатам выполнения ими каких-то одинаковых для всех заданий. При нормативном измерении эти полученные показатели обследуемого сопоставляются с распределением этих показателей в эталонной группе лиц, называемой выборкой стандартизации. Следовательно, нормы устанавливаются эмпирически на основе специального исследования репрезентативной выборки испытуемых. При этом за эталонное принимается нормальное распределение показателей. График плотности вероятности нормального распределения представляет собой симметричную колоколообразную кривую (рис. 3.1).


Значение случайной величины


{foto}   Рис. 3.1. Плотность вероятности нормального распределения
  
Она симметрична относительно вертикали, проведенной через точку на оси X, которая соответствует среднему арифметическому распределения частот большой выборки, похожего на нормальное распределение. Рассчитывается среднее арифметическое по формуле:
]  {foto} Формула



где xi — возможные значения случайной величины X, п — количество значений. При значении X, равном -ох и +ох, на кривой имеются точки смены кривизны (перегиба). Взятое по абсолютной величине, это значение соответствует величине стандартного отклонения распределения частот большой выборки, похожего на нормальное. Величина стандартного отклонения рассчитывается по формуле:
]  {foto} Формула



В промежутке от Mx - ах до Mx + ах распределяется примерно 68,3% всех событий, от Мх- 2ах до Мх + 2ах — примерно 95,4%, от Мх - 3охух до Мх + 3ох — примерно 99,7%. В результате получается, что, в отличие от типологического подхода, при индивидуально-психометрическом подходе большая часть людей должна быть отнесена к числу лиц со средними показателями выраженности соответствующей характеристики личности. Но различия между величинами показателей, находящимися в промежутке от Мх - ах до Мх + ах считаются статистически необоснованными. Поэтому корректная дифференциация осуществляется разделением всех обследуемых на три группы лиц — с показателями меньше величины Мх - ах, больше величины Мх + ах и остальными.
Например, изложенная процедура используется при оценке результатов обследования уровня субъективного контроля с помощью методики УСК (Приложение 8). Уровень субъективного контроля определяется по тому, где люди «локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации, или локуса контроля: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интер- нальному типу, или локусу контроля» [13, с. 152]. По результатам исследования выборки из 84 испытуемых (49 мужчин и 35 женщин), средний возраст которых 20,4 года, были получены следующие показатели для шкалы общей интернальности: М = 33,4; ах = 23,4.
Получается, что лица с результатом менее 20 баллов могут быть отнесены к числу экстерналов;лица, получившие 57 и выше, — к интерналам.
У остальных, которых большинство (примерно 2/3 всех обследуемых), указанные психологические особенности значимо не проявляются.
Для того чтобы получаемые с помощью методик такого типа результаты по разным шкалам могли быть сопоставлены между собой, их необходимо перевести в нормированные показатели по формуле:
2 = хиМ-.,
О х
где х1 — первичные значения по шкале X. В этом случае обследуемые обоснованно разделяются по выраженности оцениваемой характеристики на три группы с показателями 2 lt;-1,-1 lt; 2 lt; 1и 2 gt;1 соответственно. Таким образом, принимается правило, что значение, находящееся в интервале -1 lt; 2 lt; 1, свидетельствует о среднем, 2 lt; -1 — о качественно более низком, а 2 gt; 1 — о качественно более высоком уровне диагностируемого параметра.
Так, например, тест структуры интеллекта Амтхауэра, созданный специально для целей профессиональной ориентации и отбора, состоит из 9 разделов-субтестов (Приложение 9). Каждый из них предназначен для оценки отдельной познавательной способности:
  • раздел 1 (логический отбор) — индуктивного мышления;
  • раздел 2 (определение общих черт) — способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями;
  • раздел 3 (аналогии) — комбинаторных способностей;
  • раздел 4 (классификация) — способности выносить суждения;
  • раздел 5 (задания на счет) — развития практического математического мышления;
  • раздел 6 (ряды чисел) — индуктивного математического мышления;
  • раздел 7 (выбор фигуры) — пространственного воображения;
  • раздел 8 (задания с кубиками) — пространственного трехмерного воображения;
  • раздел 9 (запоминание слов) — внимания и памяти.

Выраженность каждой отдельной способности и их суммы определяется по нормированным оценкам, рассчитываемым по формуле:
А = 100 + 102,
где необходимые для расчета 2 параметры средних арифметических и стандартных отклонений рассчитываются в приложении к решаемой задаче и с учетом специфики обследуемого контингента.
По полученным сопоставимым нормированным оценкам строится профиль интеллекта, а по сумме этих оценок определяется общий интеллект, имея в виду, что оценки больше 110А свидетельствуют о качественно более высоком уровне способностей, а меньше 90 — качественно более низком. То есть, несмотря на введение 100-балльной шкалы, традиционно используемой для оценки интеллекта, дифференциация осуществляется по указанному выше принципу только на три качественно отличающихся друг от друга группы обследуемых.
Особую значимость нормативное направление при дифференциации людей приобретает в клинической практике. Так, для выявления умственной неполноценности, проблема которой заключается прежде всего в определении различий между пограничным уровнем и уровнем дебильности, часто используется Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS), предназначенная для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Методика состоит из вербальной шкалы, включающей первые 6 субтестов, и невербальной шкалы (субтесты с 7 по 11):
  1. Субтест общей осведомленности. Исследует долговременную память, ассоциации и организацию опыта. Включает вопросы, для ответа на которые необходим запас относительно простых сведений и знаний, например: «Из чего делают резину?», «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?», «Что такое гносеология?»
  2. Субтест общей понятливости. Оценивает абстрактное мышление, формирование понятий. От обследуемого требуется понимание смысла реальной ситуации, смысла выражения, например: «Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с написанным на нем адресом и непогашенной маркой?», «Что означает выражение “Куй железо, пока горячо”?», «Почему человек, родившийся глухим, не может говорить?».
  3. Арифметический субтест. Оценивает практические способности к выполнению простейших арифметических действий, концентрации внимания. Обследуемому предлагается устно решить ряд арифметических задач, например: «Если человек купил 7 марок по 2 рубля каждая и дал 50 рублей, сколько он должен получить сдачи?», «Цена двух банок с консервированными яблоками 31 рубль. Сколько стоит 12 банок?», «Восемь человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы закончить работу за полдня?».
  4. Субтест установления сходства. Оценка способности сравнивать явления, формировать понятия. В заданиях предлагается установить общность между парой понятий, например парой понятий «платье» «пальто», понятиями «воздух» и «вода», «муха» и «дерево» и т. п.
  5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование объема кратковременной и оперативной памяти. Обследуемому предлагается воспроизвести ряды однократно предъявляемых чисел в прямом и обратном порядке.
  6. Словарный субтест. Исследует способность понимать содержание слов. Обследуемому предлагается объяснить значение слов разного уровня сложности, например слов «яблоко», «микроскоп», «идиосинкразия» и т. п.
  7. Субтест шифровки цифр. Оценивает развитие зрительно-моторных навыков. Задание состоит в написании под цифрами соответствующих каждой из них знаков, символической формы, например, под 1 — знака «-», под 6 — знака «0», под 9 — знака «=» и т. п.
  8. Субтест нахождения недостающих деталей. Оценивает наблюдательность, способность выделять существенные детали. Обследуемому предлагается найти недостающие детали в предлагаемых изображениях.
  9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, особенности зрительного восприятия. Обследуемому предлагается воспроизвести образцы рисунков с помощью разноцветных деревянных кубиков.
  10. Субтест последовательности картинок. Оценивается зрительное восприятие отношений, понимание ситуации. Задание состоит в последовательном расположении картинок в соответствии с выявленной сюжетной линией.
  11. Субтест составления фигур. Оценивает синтетические возможности восприятия, зрительно-моторную координацию. Обследуемому предлагается составить фигуры из частей.

Оценки в нормированном виде по каждому субтесту рассчитываются по шкале с эмпирически рассчитанными и предлагаемыми для всех одинаковыми средним арифметическим, равным 10, и стандартным отклонением, равным 3. То есть, в случае использования психодиагностических методик в клинической практике корректно применять общие специально разработанные и рекомендуемые нормы. По нормированным показателям отдельных шкал строится профиль интеллекта, а суммарные показатели по вербальной, невербальной и общей шкале определяются по формуле:
1Щ = 100 + 15^.
Диагностика психопатий является прежде всего задачей психиатрии, но по крайней мере на предварительной стадии идентификации отклонения вполне может оказаться объектом психологического изучения. Психологическая диагностика психопатий затрудняется отсутствием их общепризнанной классификации. Поэтому в практике для этой цели нашел применение Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1), при разработке которого стремились учесть проявление самого широкого круга психических аномалий, в том числе и психопатий. Из-за большого объема опросника (более 500 вопросов) и связанных с этим трудностей его использования получили распространение сокращенные варианты методики. К их числу относится опросник Мини-мульт (Приложение 10), включающий следующие клинические шкалы:
  1. Ипохондрии (Из). Высокие оценки свидетельствуют об астенонев- ротических проявлениях психики. Люди с такими показателями медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
  2. Депрессии (О). Высокие оценки имеют чувствительные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в уныние.
  3. Истерии (Ну). Люди с высокими оценками склонны к неврологическим реакциям конверсионного типа, когда используются симп-то- мы соматического заболевания как средство воздействия на других, вызывая у них чувство жалости. Такие люди стремятся казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремятся обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жаждут восхищения. Их чувства преимущественно поверхностны, а интересы неглубоки.
  4. Психопатии (Р^. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, проявляющейся в агрессивности, конфликтности, пренебрежении социальными нормами и ценностями. Настроение у таких людей неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны.
  5. Мужественности-женственности (М/). Эта шкала методики ММР1, предназначенная для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом, в методике Мини-мульт отсутствует.

  1. Паранойяльности (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале — склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Свои убеждения они активно насаждают, поэтому часто имеют конфликты с окружающими, которых оценивают очень низко, а свои удачи всегда переоценивают.
  2. Психастении (Р1). Для лиц с высокими оценками характерны нерешительность, постоянные сомнения, тревожность, боязливость.
  3. Шизоидности (Бв). Люди с высокими показателями по этой шкале способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них ответного отклика. То есть их общей чертой является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
  4. Гипомании (Ма). Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о постоянно приподнятом настроении независимо от обстоятельств. Такие люди активны, жизнерадостны, любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, но им не хватает выдержки и настойчивости, а интересы часто поверхностны и неустойчивы.

Кроме базисных клинических шкал в методике используются вспомогательные шкалы: лжи (X), оценивающая искренность обследуемо- го;достоверности (Х), выявляющая недостоверные ответы;коррекции (К), используемая для коррекции базисных шкал, зависящих от ее значений.
Приведенные характеристики допускают возможность применения шкал 1, 2, 7 и 8 для диагностики психопатий тормозимого круга, шкал 4и9 — для диагностики возбудимых психопатий, шкалы 6 — для диагностики паранойяльной, а шкалы 7 — истерической психопатий. Нормированные значения по каждой из клинических шкал методик ММР1 и Мини-мульт определяются по формуле:
Т = 50 + 102.
Особо заметим, что верхней границей нормы в данном случае считается уровень в 70Т. Следовательно, для проведения границы нормы принимается величина среднего арифметического плюс два стандартных отклонения, а не одно.
По результатам экспериментального обследования, проводимого, как и в случае методики Векслера, с целью получения стандартизированных, общих для всех норм, было определено, что по шкале X уровню в 70Т соответствуют 4 ответа, совпадающих с «ключом»;по шкале X эта величина составила 7 ответов, шкале К — 15 ответов, шкале 1 — 13, шкале 2 — 12, шкале 3 — 15, шкале 4 — 14, шкале 6 — 7, шкале 7 — 18, шкале 8 — 18, шкале 9 — 10 первичных баллов (число ответов, совпадающих с «ключом», и добавление соответствующих величин по шкале К).
В заключение еще раз следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Принимая положение о преимущественно средовой обусловленности природы рассматриваемых показателей, следует признать необходимость отдельного расчета их параметров с учетом специфических особенностей данной среды. А иначе полученные всеобщие универсальные параметры могут уподобиться средней температуре по больнице. В то же время такой подход, очевидно, непригоден при определении относящейся к здоровью человека границы между нормой и патологией, которые в общем случае как раз должны быть одинаковыми для всех. Аналогичная ситуация возникает при оценке знаний и т. п.