Деонтология — наука об обязанности — рассматривается в медицине как учение о врачебной обязанности. Деонтология в широком понимании этого слова — это норма поведения, которая определяет взаимоотношения врача и больного, врачей между собой, врача и общества Кроме использования специальных медицинских знаний врачу всегда нужно теть так построить взаимоотношения с больным, чтобы они приносили максимальную пользу больному. Не следует отождествлять деонтологию с этикой и моралью. Этика и мораль — категории, которые определяют принципы поведения человека в обществе. Врачебная этика — это наука о моральном облике и поведении врача в сфере его деятельности. Врачебная профессия имеет своеобразную этическую норму, которая отличается от этических правил другой профессии и базируется на гуманном отношении к больному. Деонтология является частью врачебной этики.
Нарушение правил деонтологии нередко приводит к развитию ятрогении и порождает жалобы. Анализ жалоб, киторые поступают в разные инстанции органов здравоохранения, показывает, что большая часть из них вызвана нарушением нормы поведения медицинскими работниками.
Мировоззрение врача, вопросы врачебной этики и медицинской деонтологии, проблемы личности больного должны быть постоянно в поле зрения медицинского персонала акушерско-гинекологических учреждений.
Большое значение имеют личный пример врача шли акушерки, их моральный облик, любовь к своей профессии. Известно, что повышение авторитета враче способствует успеху во врачебной работе.
В каждой отрасли медицины в процессе ее развития формируются свои специфические приемы и методы деонтологии. В акушерстве и гинекологии они связаны с сохранением тайны относительно семьи, репродуктивного здоровья женщины.
Нередко встречаются в акушерской практике случаи, когда женщина знает о своих физических изъянах, влияющих на детородную функцию, которые она скрывает не только от окружающих людей, но и от родственников.
Поэтому деонтология в акушерстве приобретает особое значение и тесно связана с вопросом продолжения человеческого рода, брака и семьи, а также с интимными вопросами сексологии

Давно известно и признано большое влияние слова врача не только на психику больного человека, но и во многих случаях на его физическое состояние.
Вера больного человека в знание и правильные действия врача не должна пошатуться ни при каких обстоятельствах.
Согласованная, целеустремленная работа всего коллектива в каждом звене акушерско-гинекологической помощи прежде всего определяется правильным поведением медицинских работников и обслуживающего персонала заведения. Большое значение имеет не только квалификация врача, акушерки, медицинской сестры или санитарки, но и умение завоевать доверие пациенток и их родственников во время общения с ними. При этом ровное, спокойное, умное поведение в сочетании с заботливым и учтивым отношением должны быть правилом. Средний и младший медицинский персонал не должен обсуждать диагноз, назначенную процедуру, следствие заболевания. Это — задание врача. В то же время четкое, своевременное выполнение врачебных назначений является обязательным. Несвоевременное выполнение назначений негативно отражается на настроении больной.
Большое значение имеют правильные отношения медицинских работников между собой. Выполнение указаний и распоряжений старших по должности младшими должно сочетаться с учтивым отношением друг к другу. Все это дает возможность создать тесный контакт между медицинским персоналом и больными.
Благодаря распространению научно-популярной литературы, проведению лекций и бесед для населения на медицинскую тему многие женщины знакомы с вопросами медицинской науки и практики здравоохранения. Информируя женщину в доступной для нее форме о сути заболевания, врач должен в оптимистичном тоне вселять в нее веру в благополучный исход болезни.
Колебание, неуверенность в диагностике и целесообразности назначенного лечения всегда воспринимаются негативно. У больной создается впечатление о недостаточных знаниях врача, теряется вера в него, что снижает эффективность последующих врачебных и профилактических мероприятий.
Следует быть очень осторожным в высказываниях относительно диагнозов тяжелых заболеваний, для подтверждения которых нужна радикальная операция, резко нарушающая функцию женского организма. Сколько необоснованных тяжелых переживаний у женщин и трагедий в семье вызывают поспешные выводы врача, которые потом не подтверждаются! Иногда врач не говорит больной о диагнозе, а заявляет, что ее необходимо срочно госпитализировать или немедленно оперировать. Это вызывает панику у больной и ее близких; она не ест, не спит, трудно переживает несчастье. Нередко у такой женщины выявляют заболевание, которое вовсе не нарушает ее физиологическую функцию и нуждается лишь в кратковременном амбулаторном лечении. Однако психическая травма оставляет с во г след и вызывает недоверие к врачу.
Тактика лечения больной должна быть гибкой и меняться в условиях клиники соответственно тому патологическому процессу, с которым сталкивается врач.
Врач, который предоставляет шнекологическую помощь, кроме необходимых знаний и технических навыков должен иметь большую выдержку, быть хладнокровным. трезво оценивать медицинскую ситуацию и быстро осуществлять все меры, включая операцию, направленную на сохранение здоровья и жизни больнот'.
Сомнения при выборе медикаментозных средств и оперативных вмешательств не должны быть извест ны больной до принятия окончательного решения. Последнее ей сообщают в форме настоятельной рекомендации, объяснив необходимость и целенаправленность намеченных мероприятий в интересах здоровья больной.
Достаточное внимание, своевременное и правильное выполнение назначенных мероприятий лечебного и профилактического характера создают у больной уверенность в благополучном исходе заболевания и, если будет нужно, — операции.
В настоящее время много молодых врачей еще не усвоив в достаточной степени основ медицины, стремятся стать только «узкими» специалистами. Однако нередко становятся не «узкими», а «суженными» специалистами. Да, временами гинеколог знает лишь раздел эндокринологии, акушер не может отличить типичной фибромиомы матки от кисгы яичника, а хирург, который претендует на выполнение операции комиссуротомии, не может поставить диагноз аппендицита. Без общей врачебной подштовки и знания смежных отраслей медицины не может быть квалифицированного специалиста.
Есть и такие врачи, которые нередко оказываются в плену данных лабораторных и аппаратных исследований, перестают клинически мыслить. Достижения в области физики, химии, электроники чрезвычайно большие. Они раскрывают все более широкую перспективу для использования их в медицинской практике. Благодаря этому мы можем распознать самые тонкие изменения, которые происходят в системах организма. Это большое достижение современности. Однако нельзя переоценивать его настолько, чтобы механически, без клинического мышления, подытоживать результаты аппаратных и лабораторных исследований во время постановки диагноза и оценки состояния больной. К каждой больной нужен индивидуальный подход и индивидуальные методы влияния. Доверие к врачу — одна из гарантий успешного лечения. В процессе общения с больной врач должен всегда внимательно следить, чтобы неосторожным словом не подорвать ее доверие к себе
В многогранной деятельности акушера-гинеколога нельзя не учитывать особенности анамнеза, который задевает самые сокровенные стороны личной жизни женщины, или специфику акушерско-гинекологического обследования, осуществляемого часто в присутствии нескольких медицинских работников. Следует также помнить о деонтологических правилах, когда необходимо сообщить мужчине о состоянии половой системы жены или выразить прогноз относительно менс- груальной и детородной функции во время того или другого заболевания и его последствиях.
Большие успехи в отрасли оперативной хирургии достигнуты в наше время благодаря высокой хирургической технике и анестезиологии. Операция стала широкодоступным методом во время осуществления комплекса лечебно-профилактических мероприятий и при заболеваниях половых органов.
Однако возможность и умение выполнить операцию даже то1да, когда к ней стремится сама больная, не должны быть основным моментом во время выбора метода лечения. Многие операции вызывают значительные изменения в женском организме, связанные с удалением того либо иного органа или его части, что может при веста к нарушению менструальной или детородной функции, а в некоторых случаях — даже к невозможности половой жизни.
Вот почему, решая вопрос о целесообразности хирургического лечения, необходимо старательно учитывать показания и противопоказания к операции и методику оперативного вмешательства, принимая во внимание не только ближайшие результаты, но и отдаленные последствия удаления того иди иного органа для организма женщины.
При выполнении оперативного вмешательства, особенно на матке и яичниках, следует избегать необоснованного радикализма. Грустными примерами являются случаи ампутации и даже экстирпации матки при отдельных, легко доступных для удаления узлах фибромиомы у молодых женщин, а также удаления яичников при небольшой ретенционной кисте.
Хирургическая деятельность акушера-гинеколога должна оцениваться не по количеству удаленных органов, а по количеству тех операций, благодаря которым, невзирая на техническую трудность, удалось сохранить или возобновить функцию организма женщины. От мастерства и знаний хирурга зависит жизнь не только матери, но и ее будущего ребенка.
Все больные во время ожидания будущей операции испытывают страх перед неблагополучным исходом операции, болью во время операции и в послеоперационный период. Это состояние усиливается переживаниями, связанными с удалением того или иного органа, с нарушением любой функции организма.
Большое значение имеет психопрофилактическая подготовка, которая должна начинаться в женской консультации или поликлинике и завершаться в стационаре. Больную необходимо подготовить как к операции, так и к обезболиванию во время хирургического вмешательства. Заданием психопрофилактической подготовки является yciранение или в крайнем случае ослабление негативной эмоции.
Одни больные, боясь боли, настаивают на наркозе. Другие, напротив, просят применить местную анестезию, поскольку боятся не проснуться после наркоза. Больную необходимо убедить в целесообразности выбранного для нее вида обезболивания. Если же она не согласна, нужно учесть желание больной, поскольку всякое насилие над ее волей является дополнительной психической травмой. Страх перед операцией и опасение за ее последствия в той или иной степени проявляется у больных, которые ожидают оперативного вмешательства. Негативная эмоция приводит к бессоннице, нервному напряжению. Создать тесный контакт между лечащим врачом и больной, завоевать ее доверие, устранить причину, которая волнует больную, снять или значительно уменьшить страх перед операцией, укрепить уверенность в благоприятном ее конце — вот основные задания психопрофилактической подготовки в предоперационный период. Эту подготовку нужно проводить во время беседы с больной об операции и методах обезболивания, делая акцент на безопасности оперативного вмешательства. Беседа должна подкрепляться примерами благоприятного исхода операции у соседок по палате.
Иногда больные проявляют интерес к послеоперационным осложнениям, если они были у кого-нибудь из прооперированных, выражают опасение о возможности развития подобных осложнений у них. В этом случае нужен определенный такт, чтобы найти исчерпывающее объяснение. Следующая беседа с больной проводится индивидуально. У женщины должно быть четкое представление о сути операции. Необходимо убедить ее в неизбежности оперативного вмешательства, развеять страх перед ним.
В послеоперационный период больная, как правило, интересуется диагнозом и характером оперативного вмешательства. Информировать ее по этим вопросам должен только врач. Сообщив больной в доступной для нее форме диагноз заболевания и рассказав о сути операции, врач должен вселить в нее веру в счастливый исход заболевания.
Больную, которая была информирована о характере вмешательства, необходимо убедить, что оно прошло хорошо, и подчеркнуть его необходимость. В случае сложной операции нужно указать на ее неизбежность в цели сохранения жизни. Ограничившись частичной информацией, окончательное объяснение следует отложить к выздоровлению больной. Слова хирурга оказывают целебное действие на жентцину, которая перенесла операцию, а заботливый осмотр, четкое выполнение лечебной процедуры способствуют благоприятному течению послеоперационного периода. Медицинская сестра и санитарка не должны давать сведений об операции, обсуждать результаты оперативных вмешательств, высказываться о возможных плохих последствиях или об осложнениях. Такие рассуждения, часто неправильные или необоснованные, тяжело травмируют психику больных.
В акушерстве и гинекологии сохранение врачебной тайны является обязательной.
В акушерской практике нередки случаи усыновления детей бесплодной супружеской парой. Разглашение тайны усыновления, сообщения, информации о биологических родителях усыновителям и наоборот, биологическим родителям о семье, которая приняла ребенка, является нарушением врачебной тайны. Точно так же, если женщина, которая находится во втором браке, не хочет, чтобы мужчина знал о предыдущих беременностях от первою брака, то врачу во время беседы с мужчиной нельзя сообщать эти сведения.
В гинекологической практике частой является ситуация, когда после какой- то операции больная просит не сообщать мужчине, что у нее удален яичник или матка, боясь, что эта информация сделает ее в глазах мужчины «неполноценной» женщиной. И в таких случаях врач не имеет права сообщать мужчине подробности и детали о состоянии здоровья женщины, ограничившись лишь информацией о том, что у больной удалены патологически измененные части органа без нарушения основной функции половой сферы. Даже в случаях таких врожденных аномалий развития половой сферы, как аплазия матки и влагалища, когда можно создать лишь условия для половой жизни (искусственное влагалище) при невозможности восстановления менструальной и детородной функции, врач не имеет права информировать об этом мужчину. Согласно положению о браке, во всех этих случаях вступающие в брак сами обязаны информировать друг друта о состоянии здоровья и если один из супругов почему-то этого не делаег, врач не имеет нрава вмешиваться в их отношения. Из этого правила делают исключения, когда врачу известно, что один из супругов болен венерическим заболеванием и еще не закончил курс лечения.
Следует помнить об ответственности врача за сохранение сведений о болезни, интимной и семейной стороне жизни больной. В ряде случаев в листах нетрудоспособности может быть написан другой диагноз болезни, а не тог, который может как-то отобразить особенности семейной жизни, например «вторичное бесплодие», «аплазия влагалища» и др. Однако в этих случаях в выписке из истории болезни, в справке лечебного учреждения, которые выдаются на руки больной, обязательно должен быть указан точный диагноз, все диагностические исследования и их результаты, потому что это может понадобиться во время следующего визита к врачу, повторной госпитализации и др.
Важнейшим условием сохранения врачебной тайны является правильная воспитательная работа в коллективе. Известно, что часто разглашают врачебную тайну не врачи, а сестры, няни и другие работники больниц и поликлиник. Потому прекращение всякой попытки передачи ненужной «информации» родственникам, знакомым больных или соседям по палате будут способствовать сохранению врачебной тайны.
Акушеру-гинекологу нередко приходится сообщать больной о том, что в результате хирургического вмешательства у нее не будет менструаций или она останется бесплодной. Для каждой женщины факт прекращения нормальной функции половой системы, особенно если она не достигла 40—45 лет, воспринимается как сигнал увядания, близкой старости, и потому является психологически болезненным. Врач, который делает подобное сообщение, всегда должен обосновать необходимое ib проведения такой операции в интересах здоровья и жизни больной.
Сообщение о радикальном удалении матки или ее придатков следует сделать через 7—8 дней после операции, когда больная достаточно окрепнет в физическом и моральном отношении, в форме доверительной беседы, исктючив из числа слушателей соседей по палате.
Замужнюю женщину интересует, как о гразится опера ция на характере половых ощущений не только ее самой, но и мужчины. В случае удаления матки, придатков, части влагалища вступают в действие сформированные и закрепленные в течение предыдущей жизни условно-рефлекторные связи и поддерживается на нормальном уровне половая функция. На половую гармонию партнеров и, в частности, ощущения мужчины ни кастрация, ни удаление матки не влияют.