В отдельных случаях судебно-медицинская экспертиза производится по материалам дела (документам) без исследования проходящих по делу объектов. Иногда заключение может быть вынесено только на основании изучения материалов дела. Иногда же это невозможно, и, если исследование трупа, живого лиц? или вещественного доказательства по каким-либо причинам невозможно, экспертиза не может быть произведена, о чем и составляется соответствующее заключение. lt;              '
Необходимость экспертизы по материалам дела возникает преимущественно при повторных экспертизах, когда по каким-либо причинам первая экспертиза не удовлетворила следственные органы. Экспертиза по материалам дела может быть в виде последовательной экспертизы, когда эксперт, например, производил иссле- ^ дование трупа, а затем дает заключение на основании изучения всех материалов дела, в том числе и на основании данных, полученных при исследовании трупа. Поводом для экспертизы по материалам дела может быть особая сложность дела, когда требуется участие нескольких специалистов, иной раз и различных специальностей.
Наконец, к экспертизе по материалам дела приходится прибегать в тех случаях, когда объект исследования отсутствует. Например, требуется определить тяжесть повреждения отсутствующего лица, вызов которого невоз-

можен. В материалах дела имеются исчерпывающие медицинские документы, история болезни, на основании которых возможно дать заключение о тяжести повреждения и без осмотра потерпевшего лица.
Организация экспертизы по материалам дела зависит преимущественно от сложности самого дела. Нередко судебно-медицинский эксперт проводит такую экспертизу по материалам дела единолично. В других случаях необходима экспертная комиссия. Практика жизни заставила организовать постоянные комиссии по особо сложным1 делам при областных и крупных городских судебно-медицинских экспертизах. Состав комиссии, за исключением председателя и секретаря, заполняется специалистами тех специальностей, которые необходимы для данного конкретного дела. Председателем обычно является старший городской или областной судебно-медицинский эксперт. На основании изучения материалов дела составляется детальный обзор фактического материала, .«обстоятельств дела», который раздается всем участвующий! в экспертизе. В заседании комиссии материалы дела подвергаются обсуждению, на основании которого составляется заключение, подписываемое всем составом комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, излагают его в отдельном документе, прикладываемом к заключению комиссии.
Направляя следственное дело на заключение, следователь должен в обычном порядке вынести постановление
о              назначении экспертизы и поставить экспертам вопросы, подлежащие разрешению.
П р им ер:
АКТ
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
15 января 1948 г. на основании постановления следователя прокуратуры Г. М. Михайлова от 6 января 18ИЕ8 г. судебно-медицинская экспертная комиссия в составе:
Старшего судебно-медицинского эксперта г. Н. Иванова JI. К-.
Судебно-медицшгского эксперта Петрова А. М.,
Заведующего хирургическим отделением больницы Кравцова М. П.,
Врача-ордииатора хирургического отделения больницы Лыковой А. А.—

произвела судебно-медицинскую экспертизу по уголовному делу «По обвинению шофера Мазкова Владимира Николаевича по ст. 142 ч. 2 УК РСФСР».
Обстоятельства дела
Чеботарев Владимир Иванович в декабря 1947 г. нанял, машину для перевозки леса со станции К. до г. Л. Когда машина была нагружена, то оказалось, что у Чеботарева не оформлены документы, и ему предложили машину разгрузить. После разгрузки машины шофер последней — Мазков — потребовал ют Чеботарева уплатить деньги за простой машины. Чеботарев платить деньги отказался, за что Мазков избил Чеботарева. Как показали- свидетели, Мазков нанес удары кулаком в грудь и в лицсУ Чеботареву, от которых последний упал. Кроме того, как показала жена Чеботарева, Чеботарева Ольга Федоровна, Мазков бил Чеботарева ногами по животу и палкой по спине. После этого Чеботарева под руки отвели в сторожку дровяного склада, где он пролежал с 18 ч. до 21 ч, 30 м.
В это время Чеботаревы пытались вызвать карету скорой помоги. Свидетели и Чеботарева показали, что в момент происшествия Че- ботарев был в состоянии алкогольного опьянения. КроМё П'Ого, Чеботарева в своих показаниях указывала, что Чеботарев 4) декабря 194)7 г. был вторично избит Мазковым», но в показаниях от 20 декабря 19417 г. от этих показаний отказалась и показала, что в 21 ч. 30 м. 3 декабря 10417 г. она повезла своего мужа .домой в г. Л. Чеботарев с помощью жены дошел до троллейбуса, далее пересел в автобус и от-остановки дошел до дома. Утром 4! декабря 19417 г. в 10 ч. 05 м. Чеботарев с помощью жены добрался, до станции скорой помощи в г. Л. Здесь ему был поставлен диагноз: «Ушиб живота с подозрением на разрыв внутренних органов». При обследовании Чеботарева врачом скорой помощи сдельны следующие записи: «на передней и боковых поверхностях грудной клютки и на левой половине лица, а также на левой, руке имеется большое количество мелких кровоподтеков и ссадин. Язык влажный, чистый. Живот несколько вздут. При пальпации болезненность в правом верхнем квадрате. Симптом Блюмберга слабо положительный. Умеренный дефанс мышц. /Печеночная тупость сохранена. Притуплений в отлогих местах живота отметить не удается. Сердце: границы расширены во всех направлениях, тоны глухие. Пульс ГШ ритмичный, удовлетворительного наполнения. Кровяное давление 105/86. Общее возбуждение, тремор». Больной жаловался на боли в боках при дыхании и ноющие боли в животе. Ему был назначен на ночь люминал и лед на живот. Утром amp; декабря 10417 г. больной был переведен в хирургическое отделение . Л-ой районной больницы. Здесь был поставлен предварительный диагноз: «ушиб живота, Закрытое повреждение печени». При обследовании обнаружено: «Положение пассивное. Жалуется на боль в животе, преимущественно в правом подреберье с отдачей amp; правое плечо, вздутие живота, иеотхождение газов. Живот относительно вздут, над кишечником — высокий тимпанит. Печеночная тупость сохранена. Брюшная стенка равномерно нерезко напряжена. Симптом Блюмберга не выражен. В отлогих (боковых) отделах живота неясно определяется некоторое приглушение перкуторного звук?. Газы не отходят. Мочеиспускание самостоятельное.

Пульс 104. В левой скуловой области поверхностная небольшая ссадина. Больному назначено: ограничить питье, не кормить, лечь на живот, наблюдение, гипертоническая клизма. 6 декабря 19417 г. у больного обнаружено: язык обложен, пульс 140 слабого наполнения. На боли в животе не жалуется. Состояние эйфории. Живот вздут, газы не отходят. В отлогих частях живота притупление перкуторного звука выражено яснее, чем накануне. Симптом Блюм- берга отсутствует. Ввиду нарастания объективных симптомов, заставляющих подозревать повреждение брюшных органов, предпринято пробное чревосечение. Эфирный наркоз. 10 ч. операция. Чревосечение по средней линии жйвота в нижней половине. Кишечник вздут. Петли, расположенные в тазу, покрыты фибринозными наложениями. Обильное количество фибрина в правой половине живота. Желтоватый экссудат с запахом кишечного содержимого. При разделении рыхлых фибринозных спаек обнаружен разрыв одной из нижних петель тонких кишок. Отверстие размером в 2 см было прикрыто соседними петлями. Из кишечника стало поступать содержимое на отграничивающие салфетки. Кишка зашита двухэтажным швом. Туалет брюшной полости. 3 тампона в малый таз, боковой канал, к печеночному углу толстой кишки. Тампоны выведены в контр-апертуру (добавочный' поперечный разрез вправо). Оставшиеся прсле . выведения тампонов раны зашиты. После операции состояние больного крайне тяжелое. Пульс нитевидный. Эйфория. Цианоз. Больному назначено: камфара — 5,0, вливание физиологического раствора под кожу —* 1000,0. В 19 ч. при падении сердечной деятельности больной скончался. При судебно-медицинском исследовании трупа Чеботарева, произведенном судебнотмедицинским экспертом. Сидоровым 7 декабря 1947 г., было обнаружено: «На основании 4-го пальца правой кисти ссадина. 1,5 см длиной. Брюшина пристеночная грязно-красного цвета, тусклая, петли кишок склеены между собой и с пристеночной брюшиной фибринозными спайками. В нижнем отделе тонких кишок на одной из петель имеется ушитая рана в 2 см длиной. Эта петля особенно обильно покрыта фибринозно-гнойным налетом и имеет насыщенно грязно- красную окраску». Судебно-медицинский эксперт дал заключение, что смерть Чеботарева наступила от острого разлитого фибринозногнойного воспаления брюшины (перитонита), развившегося вследствие разрыва тонкой кишки. Разрыв этот мог произойти от удара по животу твердым тупым предметом, например ногой, 3 декабря 19417 г. Ввиду того, что свидетельскими показаниями не удалось подтвердить факта нанесения Чеботареву удара в живот ногой Мазковым Э декабря 1194*7 г., а гр. Чеботарева отказалась от своих показаний о вторичном избиении Чеботарева, следователь прокуратуры г. Н. Михайлов постановил назначить судебно-медицинскую экспертизу, поставив перед судебно-медицинской экспертной комиссией следующие вопросы:
  1. Был ли здоров Чеботарев до 3 декабря 1947 г.?
  2. %Чем              вызвана операция Чеботарева?
  3. Мог ли нанесенный Мазковым 0 декабря 1947 г. удар кулаком в грудь Чеботареву явиться причиной разрыва тонкой кишки?
  4. Мог ли Чеботарев при разрыве тонкой кишки 3 декабря 1947 г. итти пешком до троллейбусной остановки, ехать со ст. К. до г. Л. и быть живым до в декабря 1947 г.?


б. Исключено ли наступление смерти Чеботарева от возможного разреза или разрыва тонкой кишки при операции? -
Обстоятельства дела составил»: судебно-медицинский эксперт              (Петров)
Заключение
На основании изучения представленных материалов дела и •в соответствии с поставленными вопросами комиссия приходит к следующим выводам:
1. В материалах дела нет никаких данных, указывающих иа какое-либо заболевание Чеботарева до 3 декабря 1КМ7 г.
•2. Операция чревосечения, произведенная в Л-ой районной больнице, была показана и обусловлена всей клинической картиной повреждения органов брюшной полости, наблюдавшейся у Чеботарева и соответствующей диагнозу: «ушиб живота, закрытое повреждение печени».
  1. При сильных ударах тупым твердым предметом, например, кулаком в нижнюю часть груди могут происходить повреждения внутренних органов брюшной полости, в частности разрыв петель тонкого кишечника, особенно если они наполнены содержимым.

¦4. Повреждение, подобное полученному Чеботаревым (разрыв петли тонкого кишечника), относится к таким повреждениям, получение которых не влечет за собой немедленного наступления смерти и допускает действия, совершенные Чеботаревым в указанный период времени.
б: Наличие резко выраженного воспаления брюшины, обнаруженного при операции 6 декабря 1947 г., и вся клиническая картина, наблюдавшаяся у Чеботарева до операции, исключает предположение о нанесении повреждения кишечнику Чеботарева во время операции.
Старший судебно-медицинский эксперт г. Н. (Иванова) Судебно-медицинский эксперт (Петров) Заведующий хирургическим отделением» больницы (Кравцов) Врач-ординатор хирургического отделения больницы (Лычкова)