Нет таких отдаленных явлений, познания которых нельзя было бы постичь, и нет таких таинственных явлений, которых нельзя было бы понять.
Р. Декарт
Это один из древнейших и действенных способов инициировать желаемое состояние индивида давлением соответствующих состояний окружающих.
Его проявления многообразны — от группового азарта до массовых психозов. Всем хорошо известны такие формы психологического заражения, как азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, чувство огромной силы и единения на многолюдных митингах политических партий, особенно если их организаторы умело используют психологические механизмы ритуального поведения.
Сила воздействия психолог ического заражения огромна, поэтому к данному виду психологического воздействия всегда проявлялся большой интерес со стороны как психологов, так и тех, кто стремится управлять людьми или влиять на них.
Приведем несколько определений заражения в соответствии с трактовкой его различными авторами.
Заражение (эндемия) —- это процесс индукции — передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне психофизической связи-коммуни- кации без осознанно-смысловой задачи или же с осознанно-смысловой задачей воздействовать на другого индивида [198, 175—176].
Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта — помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему.
При наличии обратной связи заражение способно нарастить силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию зрелищ и выступления ораторов [130, 141].
Заражение характеризуется бессознательной невольной подверженностью индивида или группы определенным психическим эмоциональным состояниям. Оно
осуществляется не через пассивное созерцание и более или менее осознанное принятие внешне очевидных образов, как при подражании, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом и притягательной силой, через канал чувств и страстей [115, 149].
Указывая на эту важную особенность заражения, еще Н.К. Михайловский справедливо отмечал, что эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми. И проиллюстрировал это на примере выступления оратора перед массовой аудиторией [101, 143-145].
Главной психической особенностью заражения является доминирование у большинства членов группы одного и того же эмоционального состояния, сходство эмоционального реагирования и поведения у совершенно разных людей. Действие психических механизмов бессознательного заражения обьясняется тем, что с древнейших времен у человека возникла потребность в совместном выражении эмоций и отношений, и именно это помогало людям выжить как виду.
Еще члены первобытных племен, подметив свойство заразительности массового настроения, научились вызывать, возбуждать друг у друга настроение, подходящее для начала охоты или военных действий, совета или празднества. Это достигалось стихийно сложившейся и передаваемой от поколения к поколению системой традиционных обрядов и церемоний, привлекавших к участию в массовых играх, пению, пляскам и другим ритуальным действиям всех членов племени.
Позже такое объединение стало одной из предпосылок для появления искусства. В результате потребность объединения, чтобы выжить, стала трансформироваться и в другие формы, в том числе потребность совместного выражения эмоций, чувств, отношений.
Но чаще психологическое заражение происходит спонтанно. История человечества сохранила сведения о психических эпидемиях наподобие «пляски святого Витта». Наиболее сильно психическое заражение проявляется в толпе — особенно при возникновении паники. Поэтому эти случаи будут описаны нами наиболее подробно.
Психические эпидемии имеют место и в наше время. Например, в декабре 2005 г. в нескольких районах Чечни десятки девочек были госпитализированы с признаками острого отравления (рвота, судороги, помутнение сознания и т.д.). Однако данные анализов ни у одной из пострадавших не обнаружили присутствия вредных веществ. Заключение ведущих специалистов однозначно: психическая эпидемия как следствие длительного стресса, вызванного непрекращающимися похищениями людей, боестол- кновениями, общей неустроенностью и нестабильностью. Самым слабым звеном оказались девочки, как эмоционально наиболее уязвимые.
Чтобы психические механизмы заражения сработали, бывает достаточно эмоционально высказаться по актуальному вопросу и обеспечить поддержку нескольких участников.
Действие механизма психического заражения обусловливается не только силой эмоционального заряда, идущего от личности, но и существования определенного психологического настроя и специфических форм психологических контактов. Отсюда стремление многих политиков к митингам с определенными действиями и символикой, красочным шествиям, массовым театрализованным представлениям, введению отличительных знаков. В этом случае еще возникает циркулярная
реакция взаимного психологического заражения, что еще больше увеличивает эффект эмоциональной общности.
По мнению Г. Лебона [90], для того чтобы сработали механизмы психологического заражения, необходимо применять известный прием внушения — повторение: «...надо, чтобы какое-нибудь эмоциональное утверждение повторялось достаточное число раз и это повторение было бы единогласным». Таким образом, основными условиями действия психологического заражения являются эмоциональное утверждение (или действие) и многократное повторение.
Заражение как психологическое воздействие активно применяется с целью оказать влияние как на отдельную личность, так и на группы и даже общности людей. Психологическое заражение, направленное на отдельную личность, способствует более высокой ее интеграции в группу и модификации поведения в соответствии с групповыми нормами. Психологическое заражение, направленное на группу, связано с достижением в основном двух целей: во-первых, еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, формирования однородного мнения в группе в условиях выбора.
Видимо, это обстоятельство сыграло не последнюю роль в издании специального приказа в фашистской Германии, согласно которому членам гитлер-югенда предписывалось регулярное совместное прослушивание речей и выступлений фюрера по радио. Именно в группе или толпе, отличающейся однородностью, человек в наивысшей степени подвержен действию внушения и психологического заражения.
Психологическое заражение, направленное на большие группы или массы, преследует, как правило, одну нель — создание относительно однородного общественного мнения, когда необходимо сделать выбор. Согласно данным психологических исследований, сейчас методы психологического заражения активно используются политиками и средствами массовой информации в процессе избирательных кампаний, в том числе и для создания эффективного имиджа политика.
Очевидно, что различные группы людей в разной степени подвержены психологическому заражению. К психологическому заражению, как и внушению, больше предрасположены относительно однородные группы, отличающиеся невысоким уровнем критичности мышления, чья деятельность не связана со сложными интеллектуальными процессами, для которых сильны групповые нормы поведения, взаимное доверие и чувство общности. Недаром в прежние времена в критических ситуациях руководители коммунистической партии всегда «встречались с народом» — посещали заводы и фабрики, на которых устраивались митинги «в поддержку», «советовались с рабочими», которые, естественно, «все одобряли и поддерживали», независимо от того, что им предлагалось. Власти всегда нужны были такие однородные и некритичные группы. Для этого им искусственно придавался высокий социальный статус — «самый передовой класс», «авангард» и пр., причем это проявлялось не только в лозунгах, но и активно навязывалось «произведениями искусства», объединенных социалистическим реализмом, для которого высшим принципом художественности был «принцип партийности». Сейчас ситуация несколько иная, в том смысле, что психологические воздействия направляются адресно на различные социальные группы, но методы практически не изменились.
Примерно то же самое происходит и с подверженностью отдельной личности психологическому заражению. Психологами отмечено, что личности, отличающиеся высокими показателями «Эго», самостоятельностью суждений, имеющие вы
сокий интеллект, сильную волю, высокий уровень саморегуляции, обладающие творческим потенциалом, психологическому заражению подвержены незначительно [60, 44-46].
Психологическое заражение было инспирировано, к примеру, политической рекламой, когда устраивались масштабные акции типа «Голосуй или проиграешь!» Осуществлять психологическое заражение лучше всего удается харизматическим лидерам, которые реально обладают, как говорили раньше, «природным магнетизмом». Это могут быть яркие личности из мира искусства, спорта, политики. Заметим, что психологическое заражение лучше всего происходит, когда персонаж выступает «открытым текстом», а также во время массовых акций. Когда известные, уважаемые, авторитетные люди в яркой и эмоциональной форме выражают мысли или идеи, их сторонники или последователи быстро и адекватно реагируют на такого рода идеи, многократно тиражируя их.