Всякое социальное сходство имеет своей причиной подражание. Общество — это подражание.
Г. Тард
Чтобы разобраться в феномене уподобления, необходимо понять, почему одни субъекты подражают другим, разобраться в сущности подражания.
Подражание (если говорить кратко) — это осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения [56, 259].
Более полное определение:
Подражание — это социально-психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.
В социальной психологии его обычно рассматривают в двух планах: 1) как подражание какому-то конкретному человеку; 2) как подражание нормам, выработанным группой; и в трех аспектах, которые существуют в формах: а) копирования — осуществления того, что делает другой человек; б) конгруэнции — осуществления согласованных действий людей и групп; в) референтнос- ти— когда человек уподобляется людям (группе), не присутствующим при данном контакте.
Подражание может быть сознательным и бессознательным, критичным или некритичным, логичным или нелогичным, внутренним и внешним. Подражание в значительной степени опирается на подсознание и играет важную роль в научении, приспособлении и выживании у животных и у человека. Подражание выполняет функцию адаптации личности или группы к нормам, эталонам, ценностям, господствующим в обществе, у других людей и их групп [154, 197].
Подражание как следование какому-либо примеру, образцу присутствует на разных возрастных этапах индивидуального развития человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы.
В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый содержательный контакт.
Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, модулированной в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам его поведения, которые действительно отражают смысл ситуации.
Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик [133, 278—279].
У взрослых подражание наблюдается в случаях, когда отсутствует какой-либо иной способ овладения незнакомыми действиями или же человек, группа сознательно выбирает путь копирования поведения и действий других. Оно является способом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).
Подражание тесно связано с психологическим заражением, у них сходные психические механизмы, но все же они не тождественны. Многие исследователи склонны искать причины подражания в бессознательном, утверждая, что человек вообще склонен к подражанию, оно составляет для него сильную потребность. А для детей, начиная примерно с года, подражание — важнейший прием научения; ребенок старается повторить то, что делают взрослые: умываются, чистят зубы и т.п.
«Различия между заражением и подражанием, на наш взгляд, сводятся к следующему: заражение характеризует подверженность индивида определенным психическим состояниям и осуществляется через сопереживание им внутренних психических состояний, настроений, переживаний других людей. Подражание же направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью» [116, 274—275].
По мнению выдающегося социолога и философа Г. Зиммеля, подражание связано с «психологическим наследованием», в нем проявляется приобщение индивида к системе групповых ценностей, позволяющих «избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора» [516, 33]. Подражание является «средством достижения взаимопонимания, потому что оно дает возможность понять мотивы поведения другого человека» [65, 125]. Если объектов подражания много, то у людей возникает ощущение единства, чувство силы и защищенности.
Таким образом, психологических причин для подражания много. Однако далеко не все индивиды склонны к подражанию. Существуют внешние и внутренние условия, влияющие на стремление к подражанию [101, 106, 91]. Внешними являются социально одобряемые образцы поведения, представляемые в качестве эталонных, если в обществе имеется авторитетная управляющая вертикаль. Чем сложнее условия жизнедеятельности, тем больше у людей склонность к подражанию. Следуя образцам, они реализуют эффективные алгоритмы поведения в таких условиях.
Внутренние условия составляют личностные особенности — слабость личности, скудность, бедность его внутреннего мира [101, 163], несамостоятельность мышления, конформизм, ощущение зависимости, отсутствие лидерских качеств, слабая воля. Замечено, что склонность к подражанию зависит от возраста, в частности, молодые люди намного более подвержены подражанию, но с годами это чаще всего проходит. По имеющимся данным, мужчины и женщины склонны к подражанию примерно одинаково.
Попытки использовать подражание как психологическое воздействие в рекламе предпринимались практически всегда. Существует даже важное правило — персонажи рекламных сюжетов должны быть такими, чтобы потребители хоть в чем- то стремились быть похожими на них. Пренебрежение данным правилом сущес твенно снижает эффективность рекламы. Отсюда — очень красивые и привлекательные герои рекламных роликов и плакатов.
Всеобщность принципа подражания
Впервые обосновал этот принцип французский социолог и социальный психолог XIX в. Г. Тард. Приведем его мысли на этот счет:
«Подражание составляет самую суть социальной жизни... Социальная жизнь, развиваясь, приводит в конце концов к торжеству самого полного однообразия над индивидуальным произволом» [161, 194, 195].
«В подтверждение геометрической прогрессии подражания я мог бы привести примеры из статистики потребления кофе, табака и т.д., начиная с момента первого ввоза этих продуктов и до того времени, когда они заполнили рынок.
Открытию Америки подражали в том смысле, что первое путешествие... породило множество новых путешествий (и открытий), совершенных другими мореплавателями в разных направлениях» [161, 20].
Посредством точных измерений установлено, что в каждом городе большинство жителей ходит с одинаковой скоростью, характерной именно для этого города. То есть темп передвижения горожан тоже подвержен подражанию.
В наше время в Европе, Америке и других частях света все более распространяется однообразие в постройках, пище, одежде, предметах роскоши и проявлениях вежливости.
Сегодня мы можем отметить, что «однообразие», о котором говорил Тард, достигло значительно большей степени и получило специальное название — глобализация.
Тард подмечает значительную аналогию подражания социального и биологического:
Верховным законом подражания является, по-видимому, его стремление к бесконечному распространению lt; Оноgt;... выражается физически победным завоеванием пространства, а биологически — стремлением каждого, пусть даже скромного вида наполнить Вселенную своими особями ...распространяться во всей бесконечно расширившейся сфере социальных отношений.
Подражанию Тард противопоставляет изобретательскую деятельность. И отмечает: «... подражательная способность у цивилизованного человека развивается даже быстрее, чем идет умножение и усложнение изобретений», объясняя это, в частности, тем, что «из лености возникает склонность перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретать» [161, 51, 194, 201, 313, 347—348].
Г. Тард разделял подражание на несколько видов: 1) логическое и внелогическое; 2) по последовательности и механизму движения — на внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости — подражание-мода и подражание-обычай; 4) по социальной природе — подражание внутри класса и подражание одного класса другому.
Подражание может быть сознательным и бессознательным, рассудочным и самопроизвольным, добровольным или невольным [161, 145, 195, 200—251].
Выделяют еще подражание манерам и мыслям. Первое состоит в имитации внешних признаков поведения или определенных действий, совершаемых объектом подражания (в одежде, прическе, поведении на людях).
Подражание мыслям — это воспроизведение оценок и суждений других. Свойственный человеку вид подражания играет существенную роль в его поведении [56, 260].
Теории подражания
Подражание как одно из наиболее распространенных и важных явлений в личной и общественной жизни человека выступало объектом многочисленных попыток теоретического анализа и объяснения в ходе развития психологической науки [304].
Условно теории подражания можно разделить на три основные группы: 1) биологические; 2) общепсихологические; 3) социально-психологические.
Среди биологических теорий одной из наиболее распространенных является трактовка подражания как инстинкта. Эта теория поддерживалась многими известными биологами и психологами (У. Джемсом, В. Вундтом, Дж. Уотсоном и др.), хотя имела и имеет также немало оппонентов (А. Бэн, А. Валлон, Н. Миллер, Дж. Доллард и др.). Своеобразным вариантом биологической трактовки подражания является так называемая теория «круговой реакции» или «самоподражания» (Дж. Болдуин, К. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже и др.), утверждающая, что подра жание возникает из «самоподражания».
Среди психологических теорий подражания наиболее известные оформились в рамках ассоцианистской теории (А. Бэн, Г. Спенсер, Т. Рибо и др.), бихевиоризма (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), необихевиоризма (Э. Хольт с его теорией «классического обусловливания»), гештальтпсихологии с опорой на принцип целостности (М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келер и др.).
Ряд исследователей в рамках психологического подхода пытались положить в основу интерпретации подражания гипноз (Г. Тард, Н.К. Михайловский), идеомоторный акт (В. Вундт, У. Джемс, К. Гроос), внушение (Б. Сидис, Ф. Тома), «психическую заразу» (Г. Жоли), внимание (Нечаев), волю (У. Мак-Дау- голл) и т.д.
Что касается социально-психологических теорий, то из них максимальным авторитетом пользуется теория Н. Миллера и Дж. Долларда [442]. Данная теория исходит из того, что следование социально одобряемым образцам вырабатывается, в первую очередь, путем подражания на протяжении самых ранних этапов жизни. Подражание при этом рассматривается не как инстинкт, а как особого рода процесс, который складывается, формируется под воздействием обучения в ходе жизнедеятельности индивидуума.
Своеобразным развитием этой теории являются концепции А. Бандуры с соавт. [227; 229; 489] и некоторых других ученых.
Наряду с данным направлением в рамках социально-психологического подхода следует также упомянуть концепцию О. Маурера [447] и близкую к ней концепцию Ф. Шиффельда [505].
Среди отечественных исследователей интерес к изучению подражания проявляли такие ученые, как А. М. Агальцев, В.А. Артемов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Н.К. Михайловский, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.А. Просецкий, П.А. Рудик, P.M. Самсонов, М.Г. Штивельман и др.
В частности, А.М. Агальцев [1] исследовал подражание как социально-психологическое явление. Возражая против одностороннего сведения подражания к акту автоматического и бессознательного повторения заданного образа, он дает следующее определение подражания: «Подражание есть воспроизведение образца (примера) с учетом имеющегося опыта и обстоятельств (условий) воспроизведения». Исследователь полагает, что подражание по своему происхождению, истокам, условиям и результатам функционирования является сугубо социально-психоло- гическим феноменом. При этом подражание, наряду с внушением, заражением и убеждением, выступает в роли социально-психологического механизма приспособления индивидуумов к окружающей среде.
Значительное продвижение проблема подражания получила в работах В.А. Про- сецкого [129], выводы которого основываются на обстоятельно проанализированном богатейшем эмпирическом материале. Автор подчеркивает детерминирующую роль в подражательных процессах, наряду с внешним воздействием, особенностей объекта подражания. Особенности субъекта: возрастные, индивидуальные, физиологические, психологические — факторы, детерминирующие подражательную деятельность.
Одной из основных закономерностей развития подражания Просецкий считает переход от низших видов подражания к высшим: от подражания безусловнорефлекторного (инстинктивного) к подражанию на основе представления; от подражания на основе восприятия к подражанию на основе представления; от подражания непроизвольного к подражанию произвольному; от подражания несознательного к подражанию сознательному; от подражания простого к подражанию творческому и т.п. [45, 15—18].