- источник должен быть привлекательным для аудитории и пользоваться ее доверием; .
- содержание слуха должно вызывать доверие;
- получатель слуха становится его передатчиком по мере передачи его дальше.
Для создания слуха используются три операции: выравнивание, выпячивание,
уподобление.
Выравнивание — слухи должны быть краткими и простыми, поскольку подлежат устной передаче.
Выпячивание — закономерности выборочного восприятия, когда из большого текста берут только ключевые моменты.
Уподобление — слух отражает имеющиеся стереотипы, этноцентризм и предубеждения. Знание этих характеристик позволяет отобрать правильную фабулу слуха.
Значим акцент на особенностях обработки информации разными социальными группами. Одно из правил этого уровня звучит следующим образом: «Информация, которая не выровнена, выпячивается, становясь важной. То, что выпячивается одной группой, может быть выровнено другой» [126, 301].
Работа по созданию слухов включает выявление неудовлетворенных иг [формационных и психологических потребностей, а также наиболее характерных для данной культуры (страны, региона, города) разносчиков неофициальной информации. Например, в русских городах питательной средой для слухов обычно считаются старушки-пенсионерки, на Ближнем и Среднем Востоке — базарные торговцы, в странах Латинской Америки — таксисты; на Кавказе традиционным местом распространения слухов являются похороны и (во вторую очередь) свадьбы, куда съезжаются многочисленные родственники и друзья.
Распространение слухов
Использование слухов в интересах психологического воздействия представляет собой распространение информации, выгодной инициатору. Оно требует большого искусства и осторожности, так как содержание слухов в процессе их распространения может выйти из-под контроля. При этом, как мы видели, содержание слухов зачастую подвергается изменениям, вплоть до обретения смысла, противоположного намеченным целям.
На основании проведенных исследований было установлено, что, запуская тот или иной позитивный или негативный слух в отношении политика, партии или организации, необходимо дозировать степень его недостоверности. Раньше считалось, что чем неправдоподобнее слух, тем более действенным он окажется. Так, например, каноны геббельсовской пропаганды требовали, чтобы ложь была огромной и даже «чудовищной» — тогда люди легче склонятся к тому, чтобы поверить ей. Со временем, однако, оказалось, что рост информированности защищает людей от излишней доверчивости. В наши дни считается, что дезинформация, запускаемая по неформальным каналам, должна строго дозироваться. Появляясь как сравнительно правдоподобная, она постепенно завоевывает доверие и только после этого начинает «обрастать» подробностями, медленно продвигаясь к черте абсолютной недостоверности.
В спецслужбах некоторых государств были созданы подразделения, которые в период холодной войны активно занимались распространением слухов на Советский Союз. Причем для своих дипломатов они выпускали специальный бюлле
тень, в котором предупреждали о дезинформации. Объектами слухов становились звезды эстрады (Аллу Пугачеву несколько раз западные радиостанции «оставляли» за границей), политические деятели (неоднократно сообщалось о смерти престарелых лидеров СССР), другие события, будоражащие общественное мнение. Достаточно сильно помешали карьере Г.В. Романова, перспективного политического деятеля времен Л.И. Брежнева, слухи о якобы использовании им на свадьбе дочери сервизов из Эрмитажа.
Агрессивные слухи антирусской направленности появились на Украине после трагедии на Чернобыльской АЭС. Во время парламентских выборов в Украине в 2006 г. «оранжевые» использовали слух о том, что Россия лишит газа рядовых пользователей.
Толчком к многочисленным межнациональным и межгосударственным конфликтам последнего времени явились запущенные слухи соответствующей направленности.
Политические анекдоты
Распространение анекдотов является важным средством политической борьбы и используется в политическом пиаре. Его основные задачи — дискредитация конкурентов, формирование симпатий к сторонникам, и прежде всего — к своим политическим лидерам.
В советские времена ходило множество анекдотов, высмеивающих ключевые идеологические установки той системы: Ленин, Чапаев и прочие символические фигуры коммунистической пропаганды были одновременно и героями анекдотов.
Например, в разгар массовой кампании по принудительному принятию «социалистических встречных планов» в Москве был запущен искусственно сконструированный (это видно по усложненной для массового сознания конструкции) анекдот.
Жена спрашивает мужа: «Ваня, тут на работе встречный план заставляют принимать, а что это такое?» — «Это просто, Маша. Вот ложимся мы в постель, и ты говоришь: “Ваня, давай разок ”. А я отвечаю: “Нет, Маша, давай два разика!” Это и есть мой встречный план. Но на самом-то деле мы знаем, что больше одного раза все равно не сможем».
Уже на третий день пересказы этого анекдота были зафиксированы во Владивостоке. Опережая скорость движения поезда, он распространился по стране со скоростью самолета. Позднее выяснилось, что актуальност ь анекдота была настолько высока, что его пересказывали в междугородных телефонных переговорах.
Сравним два известных коротких анекдота. Первый: Брежнев по бумажке зачитывает текст приветствия на открытии московской Олимпиады (1980 г.): «О! О! 0! О! О!» (лист бумаги с текстом его речи начинается изображением пяти колец олимпийской эмблемы). Второй анекдот: «Вы слышали? Андропов руку сломал!» — «Кому?» Соответственно рисуются два разных образа руководителей с разным к ним отношением. Ироническое отношение к косноязычию Брежнева резко контрастирует с ожиданием жесткости от пришедшего к власти Андропова.
Слухи в организации
Слух несет информацию, более волнующую, чем просто факты или правда, так как возникает в том случае, когда отсутствует информация по волнующему всех вопросу.
Во многих наших организациях слухи преобладают среди источников информации. Если слух совпадает с ожиданиями той группы, в которую он попадает, его непросто нейтрализовать. Тем более что существует эффект «стремления к подтверждению слухов»: сотрудники ищут подтверждение возникшим слухам в происходящих событиях и, сами того не подозревая, способствуют «реализации» слухов.
Следовательно, организация должна реагировать на слухи сразу, как только они возникли. Поскольку они появляются при отсутствии информации, то наиболее эффективным методом их устранения является заполнение информационного вакуума, обеспечение доступа к интересующим персонал сведениям.
Судя по опыту, руководство большинства предприятий и организаций далеко не всегда правильно себя ведет. В тот же момент, когда возникают реальные проблемы, не появляется интересующая работников информация. Результат — сразу же возникают слухи.
Для предотвращения отрицательного воздействия слухов информацию важно предоставлять постоянно, сглаживая при этом острые углы, не создавая завесу таинственности. Эффективными методами борьбы со слухами является распространение контрслухов и раскрытие реальной информации лидером организации.
Определить источник слухов очень сложно, и, как правило, это не стоит затрачиваемого времени. Очень часто плохой слух, например о сокращении штата, увольнениях и так далее, удается смягчить путем своевременной коммуникации. Как правило, такие решения принимаются только после долгого анализа сложившейся ситуации, рассмотрения различных альтернатив и попыток исправить ситуацию иными методами. Окончательное решение обычно является компромиссом, отражающим нужды организации и различных групп, включая, естественно, и ее сотрудников. При объявлении такого неприятного решения необходимо объяснить персоналу, каким образом оно было найдено, предлагая возможные альтернативы. Действуя таким образом, плохие новости можно смягчить.
Однако чем дольше принимается решение по болезненному для коллектива вопросу, тем больше слухов. Производительность труда при этом резко падает.
Поэтому, например, в случае с ситуацией с необходимостью сокращения штата рекомендуется как можно раньше принять решение о принципах такого сокращения и вывесить его на стенде объявлений (письменная информация не способствует возникновению слухов). Предположим, эти принципы таковы: сокращению подлежат: 1) достигшие пенсионного возраста; 2) работающие не по специальности и т.п. Тогда подавляющее большинство сотрудников успокоится и почвы для слухов не будет.
Слухи можно поставить и на службу организации. Ведь им очень доверяют, и источник слуха определить практически невозможно. Поэтому созданный и запущенный контрслух может оказаться эффективнее, чем, например, проведение собрания.
К положительным сторонам слухов можно отнести то, что они служат индикатором сбоев в системе внутренних связей — по их возникновению можно определять те вопросы, которые недостаточно освещены средствами внутрифирменной коммуникации. Слух заполняет информационный вакуум, возникший при несовершенной системе коммуникации. Неформальные, неконтролируемые каналы преобладают там, где несовершенны официальные каналы.
Противодействие слухам
Слухи подчас представляют серьезную опасность как для общества в целом, таки для отдельных его групп (например, слухи, приводящие к панике), а также и для властных структур.
Как побороть слух? Приведем несколько примеров.
В первые недели Великой Отечественной войны почтовые отделения по всей стране без разговоров принимали посылки в города, уже оккупированные немцами, чтобы опровергать «вредные слухи».
Входе Второй мировой войны Великобритания сумела быстро вытеснить неизбежные для военного времени панические слухи. Для того чтобы повысить престиж и усилить впечатление надежности и достоверности, правительственной радиостанции Би-Би-Си пришлось пойти на экстраординарные меры. Радиостанция стала сознательно завышать в информационных программах потери англичан и, наоборот, преуменьшать германские потери так, чтобы цифры выглядели хуже, чем даже в тенденциозных сообщениях геббельсовской пропаганды. В итоге жители Великобритании стали больше верить своему радио и перестали воспринимать немецкую пропаганду и панические слухи о собственных неудачах. После этого Би-Би-Си отказалась от временной дезинформации, но навсегда обрела имидж самой достоверной радиостанции.
После чернобыльской катастрофы украинские партийные власти, чтобы разоблачить слухи об опасной радиации, провели, как обычно, массовые первомайские демонстрации во всех населенных пунктах Украины, включая и радиоактивно зараженные. Сотни тысяч людей получили дополнительные «рентгены». Жертвы оказались напрасными — слухи в тот период так и остались основным источником информации о Чернобыле.
В целом же оптимальный способ противодействия слуху — его быстрое подавление удобными для вас фактами. Ведь если слух распространяется, значит, в массах есть потребность в информации на данную тему. Эту потребность и удовлетворить, разъяснив официальную точку зрения на дискуссионные вопросы. Поэтому эффективным считается, не упоминая о факте существования слуха (иначе вы принимаете участие в его распространении), заполнить информационный вакуум убедительной информацией. Публикация фактов, противоречащих слухам, — лучшее средство их подавления.
В фашистской Германии также активно боролись со слухами. Нацисты столкнулись с тем, что население пересказывало содержание листовок, сбрасываемых с самолетов, поскольку там содержались более достоверные военные сводки. Поэтому распространение получила контрпропагандистская деятельность, когда в ответ на конкретные слухи запускались не менее конкретные контрслухи, призванные им противостоять.
Вот примеры подобных слухов и контрслухов той поры:
Слух: «Большевики не причиняют никакого вреда населению в оккупированных ими районах рейха». Контрслух: «Они совершают вопиющие зверства».
Слух: «Германская 7-я армия окружена в Нормандии». Контрслух: «Это не так, но союзникам приходится лгать из-за успешных бомбардировок Англии ракетами V-1 и разногласий с русскими по поводу Польши».
В истории Советского Союза выделяется [ 122] несколько очагов распространения слухов: 20—30-е годы, 40—50-е годы и вторая половина 80-х. В ответ вводи
лись жесткие методы борьбы, например: «В годы Великой Отечественной войны слухи усиленно распространялись по всей стране, создавали панику, страх, деморализовали население. Вносили дезорганизацию в практическую жизнь людей. И это несмотря на принятый в начале июля 1941 года Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривающий за распространение ложных слухов самые жесткие кары. По неполным данным, с 6 июля по 1 ноября 1941 года по этому Указу военные трибуналы осудили 1423 человека» [122, 19].
- МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЛУХОВ
То, что сегодня наука, завтра — техника.
Э. Теллер
Все вышесказанное позволяет сформировать следующую модель влияния, осуществляемого с помощью распространения слухов:
Мишень воздействия — потребность адресатов в снятии психологического напряжения, вызванного отсутствием информации по актуальной для них проблеме.
Вовлечение — правдоподобие передаваемой слухом информации.
Фон — психологический дискомфорт, вызванный отсутствием информации по актуальной для адресатов проблеме.
Побуждение — потребность поделиться волнующей новостью и возможность поднять свой коммуникативный статус.