Особенности действия средств для наркоза. Основные механизмы действия

  Средства для наркоза (общие анестетики, наркотичесткие средства) вызывают обратимое угнетение ЦНС (от греч. narcosis — оцепенение, усыпление), проявляющееся выключением сознания, подавлением чувствительности (в первую очередь болевой), рефлекторных реакций, снижением тонуса скелетных мышц при сохранении жизненно важных функций организма.
Средства для наркоза подразделяют на следующие группы:
  1. Средства для ингаляционного наркоза, среди которых выделяют газообразные (закись азота) и жидкие летучие вещества (фторотан, изофлуран, эфир для наркоза, севофлуран).
  2. Средства для неингаляционного наркоза: а) кратковременного действия (кетамин, пропанидид, пропофол); б) средней продолжительности действия (тиопентал-натрия, гексенал);

в)              длительного действия (натрия оксибутират).
К средствам для наркоза относятся соединения, принадлежащие к различным химическим группам. Выявить общие закономерности между их химическим строением и наркотической активностью не удалось. Однако почти все они, оказывая влияние на различные рецепторы, включая глициновые, 5НТ-, никотиновые, глутаматные рецепторы, опосредуют свое действие в релевантных концентрациях через ГАМК (за исключением кетамина, антагониста NMDA-рецепторов). Так, средства для неингаляционного наркоза — пропанидид, этомидат, пропофол — увеличивают время, на которое открываются хлорные каналы, как и барбитураты (фенобарбитал и тиопентал-натрия), а возможно, и напрямую вызывают СГ-токи. Эффекты, вызванные этими агентами,
как и барбитуратами, блокируются антагонистом ГАМКЛ-рецепторов бикукуллином. Кроме того, такие анестетики, как галотан, изофлуран, а также алкоголи (включая этанол) не только оказывают неспецифическое действие на мембраны (нарушают функции мембран), но и потенцируют ГАМК-ответы, напрямую взаимодействуя с участком ГАМКд-рецептора. Большинство ингаляционных средств для наркоза в наркотических концентрациях также взаимодействуют с ГАМКд-ре- цепторами. Закись азота на ГАМКд-рецепторы не влияет.
В целом все основные проявления действия общих анестетиков связаны с их способностью угнетать межнейронную синаптическую передачу возбуждения в ЦНС. При этом нарушается передача афферентных импульсов, изменяются корково-подкорковые взаимоотношения, угнетаются функции промежуточного, среднего и спинного мозга и т.д. Функциональная дезинтеграция ЦНС, связанная с нарушением синаптической передачи, обусловливает развитие наркоза.
Средства для наркоза, оказывая угнетающее действие на ЦНС, обладают некоторыми особенностями, характерными для всех представителей этой группы, имеющих разное химическое строение.
  1. Под влиянием средств для наркоза снижается или полностью исчезает чувствительность (в том числе и болевая) на действие внешних раздражителей.
  2. Обратимость действия: после удаления средств для наркоза из организма действие их прекращается, и все физиологические функции организма приближаются к норме.
  3. Существует строгая зависимость глубины вызываемого наркоза от концентрации наркотического вещества в крови. Отделы ЦНС обладают разной чувствительностью к средствам для наркоза. Наиболее восприимчивы восходящая часть ретикулярной формации и кора головного мозга, им уступают центры спинного мозга, наименьшую чувствительность проявляют жизненно важные центры продолговатого мозга.
  4. В медицинской практике используются средства для наркоза, у которых между концентрацией, вызывающей глубокий наркоз, и смертельной концентрацией имеется довольно большой диапазон. Средство для наркоза должно обладать достаточной «широтой наркотического действия».
  5. Очень важно, чтобы была возможность управлять глубиной наркоза, т.е. произвольно и довольно быстро повышать или, наоборот, понижать концентрацию наркотического вещества в крови. Этому требованию лучше всего удовлетворяют летучие жидкости или газы, вызывающие ингаляционный наркоз (фторотан, эфир, закись азота).

Быстрое наступление наркоза также можно вызвать твердыми и жидкими наркотическими средствами, вводя их внутривенно. Однако эти вещества медленно выводятся из организма, и потому управлять их концентрацией в крови невозможно. Применяются те из них, скорость разрушения или инактивация которых в организме приближается к быстроте выведения из организма летучих средств для наркоза.
Нелетучие вещества этой группы применяются в качестве снотворных, так как многие из них в сравнительно малых дозах вызывают небольшое, но вместе с тем достаточно длительное угнетение ЦНС.
  1. Средства для наркоза не должны вызывать побочных токсических эффектов, в частности те, которые неизбежно возникают при устранении регулирующего влияния ЦНС. Так, во время глубокого наркоза вследствие угнетения центров терморегуляции утрачивается способность организма поддерживать постоянную температуру тела. В связи с этим в операционной необходима сравнительно высокая температура воздуха.

При глубоком наркозе нарушается также регулирующее действие ЦНС на функции эндокринной системы и обмен. В результате, как правило, повышается секреция адреналина надпочечниками и растет уровень сахара в крови.
  1. Обратимость действия средств для наркоза на ЦНС имеет известные пределы. При длительном воздействии высоких концентраций наблюдаются необратимые изменения в тканях, особенно в тканях сердца, печени и почек. Так, вызываемые хлороформом дегенеративные изменения ткани, особенно выраженные при длительном хлороформном наркозе, могут привести к смертельному исходу через несколько дней после наркоза.

1 Синаптические образования разных уровней ЦНС и различной морфофункциональной организации обладают неодинаковой чувствительностью к средствам для наркоза. Этим объясняется наличие определенных стадий в их действии. Стадии действия средств для наркоза можно рассмотреть на примере эфира.
  1. Стадия анальгезии. Характеризуется исчезновением чувствительности, сначала болевой, потом тактильной и слуховой. Связано это, возможно, с угнетением межнейронной передачи в афферентных волокнах и понижением функциональной активности нейронов коры головного мозга, деятельность которых нарушается при незначительных концентрациях эфира в крови. Сознание сохранено, но ориентация нарушена. Безусловные рефлексы еще присутствуют.

В этот период можно проводить кратковременные операции, не требующие полного отсутствия рефлексов и расслабления мускулатуры.
  1. Стадия возбуждения. Характерна для эфирного наркоза, что существенно затрудняет введение в наркоз. Возникает в результате повышения активности подкорковых структур, что связано с угнетением коры головного мозга. Проявляется в бессвязной речи и резком двигательном возбуждении. Сознание утрачено, зрачки расширены, спинно-мозговые рефлексы повышены. Оказывая раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей, эфир вызывает рефлекторное повышение кровяного давления, замедление сердечного ритма, дыхания, сменяющиеся затем их учащением. Может возникнуть рвота. На работе сердца в этот период сказывается также влияние адреналина, в больших количествах поступающего в кровь вследствие вызываемого эфиром рефлекторного возбуждения деятельности мозгового вещества надпочечников. Все эти факторы мшуг привести к нарушению сердечного ритма вплоть до трепетания желудочков.
  2. При дальнейшем повышении концентрации эфира в крови и тканях наступает стадия «хирургического» наркоза. В этот период не только полностью отсутствуют сознание и чувствительность, но и исчезают также спинно-мозговые рефлексы, расслабляется скелетная мускулатура. На этой стадии можно проводить любое хирургическое вмешательство. Дыхание остается глубоким и ровным, а кровяное давление держится на нормальном уровне. Следовательно, при глубоком угнетении деятельности головного и спинного мозга продолжают функционировать жизненно важные центры продолговатого мозга — дыхательный и сосудодвигательный.
  3. Если продолжить углубление наркоза, то вследствие распространения влияния эфира на продолговатый мозг возникает остановка дыхания, катастрофически падает кровяное давление вследствие угнетения сосудодвигательного центра. Сердце продолжает сокращаться еще несколько минут. Задача анестезиолога — поддержание глубины наркоза, соответствующей третьей стадии, на всем протяжении операции.

Восстановление функций различных отделов ЦНС при освобождении организма от наркотических веществ происходит в порядке, обратном тому, который наблюдается при развитии явлений наркоза.
  1. Барбитураты

Важное место среди средств для наркоза занимают барбитураты, или производные барбитуровой кислоты. Подобно другим наркотиче
ским веществам они уже в слабых концентрациях угнетают функции ЦНС, блокируя передачу импульсов. Действие это обратимо, так как оно прекращается после выведения вещества из организма.
Барбитураты взаимодействуют с определенным участком ГАМКА-ре- цепторного комплекса, что приводит к более длительному открыванию мембранных каналов нейронов для ионов хлора (см. п. 5.5), потенцируя действие ГАМК. Этим объясняются успокаивающий, снотворный, а также противосудорожный (фенобарбитал) эффекты барбитуратов.
По длительности действия все барбитураты можно разделить на три группы:
  1. длительного действия: барбитал и фенобарбитал;
  2. средней продолжительности действия: этаминал;
  3. кратковременного действия: гексенал и тиопентал.

Для внутривенного глубокого хирургического наркоза применяются лишь барбитураты кратковременного действия в виде натриевых солей из-за их хорошей липидорастворимости и быстрого проникновения в мозг. Ранее предполагали, что малая продолжительность наркоза, вызываемая кратковременно действующими барбитуратами, объясняется их малой стойкостью в организме. Действительно, в отличие от длительно действующих барбитала и фенобарбитала, они быстро распадаются в организме, но в течение не минут, а часов, что не может быть причиной малой продолжительности их действия.
Как известно, через мозг, сердце, печень, почки благодаря чрезвычайно обильному их кровоснабжению протекает около 70% всей циркулирующей крови. Барбитураты кратковременного действия уже через 30 секунд после введения в вену поступают в ткань мозга й быстро достигают в нем концентрации, достаточной для наркотического действия. Другие ткани пока еще далеки от насыщения препаратом. Время насыщения ткани мышц и кожи тиопенталом составляет 15-30 минут, а жировой клетчатки — несколько часов. В течение этого времени барбитурат переходит из крови в эти ткани, его концентрация в крови снижается, что вызывает обратный переход барбитурата из ткани мозга в кровь по градиенту концентрации. Таким образом, после введения в вену происходит переход барбитуратов из мозга в другие ткани, и уже через 30 минут его концентрация в мозге падает на 90%.
Положительные результаты внутривенного наркоза кратковременно действующими барбитуратами — быстрое начало без непри- 100
ятных ощущений, быстрое пробуждение при применении небольших доз и отсутствие осложнений в послеанестизионный период. Эти препараты часто используют для вводного и «базисного» наркоза. Вводят безопасные дозы, вызывающие только неполный наркоз, который служит основой (базисом) для быстрого углубления наркотического состояния при помощи ингаляционных средств, а метод носит название основного, или «базисного», наркоза. Этим обеспечивается возможность управления наркозом.
Барбитураты длительного и средней продолжительности действия применяются в качестве снотворных. 

Источник: Белова Е. И., «Основы нейрофармакологии» 2006

А так же в разделе «Особенности действия средств для наркоза. Основные механизмы действия »