Поверхность кожи представляет собой огромное рецептивное поле, являющееся периферической частью кожного анапизатора. Массируя кожу, мы не только воздействуем на се различные структурные слои, на кожные сосуды и мышцы, на ее сложный железистый аппарат, но и оказываем влияние на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана. Передача раздражений осуществляется рефлекторным путем. Самые незначительные изменения в нервной системе сказываются на коже, и, наоборот, изменения, развивающиеся в коже, отражаются на состоянии цен- тразьной нервной системы (Павлов И. 77., 1920; Петрова М. К., 1955, и др.). Вот почему от массажиста требуется, чтобы он был знаком со строением кожи, ее физиологическими функциями, сс нормальными свойствами. Это обстоятельство вынуждает нас вначале кратко остановиться на нормальной анатомии и физиологии кожных покровов.
В коже различают два основных слоя: а) верхний, поверхностный - эпидермис (epidermis), или надкожица, и б) глубокий слой - собственно кожа, или дерма (cutis, corium, derma). Эти два слоя, анатомически и физиологически неразрывно связанные между собой, имеют сложную структуру (рис. 1). С подлежащими частями кожа соединена рыхлой соединителыю-тканной прослойкой подкожно-жирового слоя или подкожной жировой клетчатки.
Толщина всех слоев кожи на разных участках поверхности зела неодинакова и значительно варьирует у разных лиц. Верхний, наиболее поверхностный слой эпидермиса, так называемый роговой слой (stratum comeum), образован бессосудистыми, безъядерными, ороговевшими, тесно связанными между собой клетками, пропитанными белковым веществом - кератином. Поверхностные клетки рогового слоя в результате соприкосновения с внешней средой иодвергаюзея постепенному отторжению, физиологическому слущиванию, заменяясь новыми, происходящими из самого нижнего слоя эпидермиса, который называется базальным слоем (stratum basale). Роговой слой весьма прочен, мало проницаем для воды вследствие пропитывания его липоидами, по проницаем для газов (кислород, сероводород и др.), а также летучих жидкостей (спирт, эфир н др.), мало теплопроводен и очень


Рис. 1. Схема строения кожи:
/. 9. - эпидермис; Р.с. - роговой слой; С.с. - светлый слой; Хс. - зернистый слой;
Ш.с. - шипойн.шый слой; Б.с. - базальный (зародышевый) слой;
М.о. - межсосочковый от росток дпнтелия;
//. Д. дерма; Сч.с.              сосочковый сдой; См.с. - сетчатый слой; Кр.с. - кровеносный сосуд;
К.с.т. Kauai сновав сое ниппельная ткань; Б п. ллг. - выводной проток потовой железы; Т.п.ж. - тело потовой железы;
///. II. - подкожная клетчатка;Ж.с. - жировой слой; АС — перегородки.


устойчив к химическим (кислоты, щелочи), механическим (трение), атмосферным или физическим воздействиям, а также к другим факторам внешней среды. Лишь нарушение целостности кожи открывает доступ для проникновения инфекции. Наличие в протоплазме клеток базального слоя эпидермиса пигмента - меланина, обладающего способностью поглощать ультрафиолетовые лучи, обеспечивает защиту организма от чрезмерного воздействия прямых солнечных лучей.
Толщина рогового слоя на разных участках поверхности тела различна: он наиболее тонок на лице и толст на местах, подвергающихся большому давлению (ладони, подошвы, нижняя половина ягодиц). Кожная иннервация эпидермиса осуществляется внутри- эпидермальными концевыми нервными волокнами, передающими чувство боли. В нижней части эпидермиса имеются межклеточные образования - диски Мсрксля-Ранвье, передающие чувство прикосновения. Питание эпидермиса осуществляется тканевой жидкостью (лимфой и плазмой крови), которая поступает из нижележащего слоя дермы по межтканевым щелям.
Глубокий слой - дерма, составляющий! соединитсльно-ткан- ную основу собственно кожи, содержит клеточные элементы (фибробласты) и три типа волокон - коллагеновые, эластичные и небольшое количество ретикулярных. Основную массу кожи составляют коллагеновые волокна, которым присуща способность реагировать па изменения физико-химического состава окружающей их среды. Так, например, при воспалительном и других патологических состояниях коллагеновые волокна набухают, удерживая тканевую жидкость. Эластические волокна поддерживают тургор кожи. С возрастом упругость, эластичность волокон снижается, в результате чего кожа делается дряблой, морщинистой. Предохраняя кожу от растяжения, эластические волокна при чрезмерном их растяжении, например, при беременности, могут разрываться и дегенерировать (Lever, 1958).
В сосднпитсльно-тканной строме собственно кожи заложены потовые, сальные железы, волосяные фолликулы, а также имеются кровеносные и лимфатические сосуды, цереброспинальные или вегетативные нервные волокна, нервно-концевые органы - тельца Мейснера, воспринимающие тактильные раздражения, тельца Фатера-Пачинн - чувство давления, тельца Руффини - тепловые раздражения, колбы Краузе - холодовые раздражения. Все эти кожные нервные окончания связаны с центральной нервной системой.
Расположенные в толще кожи на всей поверхности тела, за исключением красной каймы губ и по.луслизистой оболочки половых частей, потовые железы выделяют за сутки от 600 до 900 мл пота. Эти железы, функциональная деятельность которых регули-

руется эндокринной и вегетативной нервной системой, участвуют в терморегуляции организма, выделяют продукты азотистого обмена (креатин, мочевина и др.) и предохраняют роговой покров кожи от высыхания и образования на ней трещин. Наибольшее количество потовых желез расположено па ладонях и подошвах.
Заложенные в коже сальные железы связаны с волосяным покровом. Секрет сальных желез придает волосам гибкость, эластичность и предохраняет их таким образом от ломкости, делает кожу мягкой, эластичной, защищает от мацерации и высыхания. Наиболее выражено салоотделение - на коже лица, особенно в области крыльев носа и прилегающих чаегях щек, на подбородке и па коже между молочными железами и лопатками; на ладонях и подошвах сальных желез нет. Выводные протоки потовых желез открываются на поверхности кожи порами.
Мышцы кожи преимущественно гладкие. Прикрепляясь к волосяной сумке, они принимают участие в экскреторной функции сальных желез, выдавливая при своем сокращении секрет сальной железы, а также в выпрямлении волос, вследствие чего опять же при их сокращении кожа между волосами становится шероховатой (гусиная кожа). В коже лица имеются также волокна поперечнополосатых мышц, усиливающих мимику лица. Поперечно-полосатой мышцей является также подкожная мышца шеи.
Подкожно-жировой слой (subcutis) нерезко отграничен от собственно кожи и соединен с подлежащими тканями - фасцией, апоневрозом или надкостницей некоторых костей. Рыхлая соединительная ткань подкожно-жировой клетчатки, в которой заложена сеть кровеносных или лимфатических сосудов, а также нервных сплетений, построена большей частью из грубых, толстых соеди- нигельно-тканпых волокон, идущих от апоневроза к собственно коже, где они переходят в коллагеновые волокна. Между сосдинн- тслыю-тканными пучками подкожно-жировой клетчатки залегают скопления жировых клеток, образующих жировые дольки.
Непосредственно соприкасаясь с внешней и внутренней средой, кожа выполняет ряд важнейших жизненных функций. Благодаря наличию заложенных во всех ее слоях многочисленных дифференцированных рецепторов (см. выше) облегчается ориентация человека во внешней среде. Кожа осуществляет обширные связи и взаимосвязи со всеми тканями, органами и системами организма, открывая возможности воздействия на патологически измененную их деятельность, при этом передача раздражений происходит по типу рефлекса при участии центральной нервной системы. В связи с особенностями своего строения - пяотирдти'эиителиально- го покрова, упругости волокнистых субстанций—кожа защищает наше тало от вредных механнчсвшх воздгйстднМ'пйщ/шей среды - сильного растяжения, трений, |ш11лешш..Вал«ка роль кожи
I04 1 7 2 Ц

в иммунобиологической защите организма. Она участвует в выработке особых защитных веществ (антитела), задерживает размножение попадающих на поверхность кожи микробов благодаря кислой реакции ес поверхностных слоев, а также жирных кислот, выделяющихся с кожным салом и потом. Опыты показали, что подавляющее большинство возбудителей брюшного тифа, дизентерии, рожистого воспаления и других инфекционных заболеваний, помещенных на кожу в капле воды, погибали через 30-40 минут. Расширяя или суживая, усиливая или ослабляя деятельность потовых желез, кожа играет огромную роль в теилорегуляции организма, в предохранении его от перегрева или охлаждения. Насколько велика роль кожи в тсплорегулящш организма, видно из того, что 80 % тепла, вырабатываемого в организме, отдастся через кожу. Кожа является также одним из депо крови. Считается, что одна треть крови находится в коже. Благодаря исключительной сосудистой подвижности, т. с. изменению просвета сосудов в результате сокращения и ослабления кожных мышц в ответ па нервный импульс, кожа участвует в регуляции кровообращения, при этом уменьшается или усиливается в случае необходимое™ приток крови к внутренним органам. Кожа также участвует в общем обмене веществ: в водном, солевом, белковом, углеводном, жировом и витаминном. Насколько велико участие кожи в водном обмене, видно из того, чт о она выделяет вдвое больше водяных паров, чем лег кие. По интенсивности углеводного обмена кожа лишь незначительно уступает таким органам, как печень и мышцы. Наконец, кожа является органом всасывания, выделения и дыхания, а также представляет собой депо энергетических запасов (жиры, хлориды).
Массаж оказывает многообразное физиологическое воздействие на кожу, а именно, кожа: а) очищается от отторгающихся роговых чешуек эпидермиса, а вместе с ними от посторонних частиц (пыль и др.), попавших в поры кожи, и микробов, обычно находящихся на поверхности кожи. Недостаточно чистая кожа создает условия для ее инфицирования, поэтому наблюдение за чистотой кожи при назначении массажа приобретает исключительно важное значение; б) улучшается секреторная функция потовых и сальных желез и очищаются их выводные отверстия от секрета; в) активируется лимфо- и кровообращение кожи и, следовательно, улучшается ее питание, в результате чего бледная, дряблая, сухая кожа делается розовой, упругой, бархатистой, значительно повышается се сопротивляемость к механическим и температурным воздействиям; г) повышается кожно-мышечный тонус, что делает кожу гладкой, плотной и эластичной;
д)              улучшается местный обмен, что оказывает воздействие и на общий обмен, так как кожа, как было указано выше, принимает участие во всех обменных процессах в организме.
Под влиянием массажа в коже образуются физиологически активные гнетаминоподобные вещества, а также другие продукты белкового распада (аминокислоты, полипептиды). Весьма показательны исследования Schaudig (1930), вводившего внутрнкожно сыворотку крови, полученную им при венепункции, до массажа и после 15-минутного массажа. При введении под кожу сыворотки после массажа наблюдалось увеличение кожного волдыря на 47% по сравнению с размером кожного волдыря, образовавшегося в результате введения сыворотки до массажа.
  1. С. Звоницкий (1939) проводил сравнительное изучение гне- таминобразующего действия массажа, ультрафиолетового облучения (слабая и интенсивная доза) и грязей в виде аппликаций па туловище и нижние конечности (температура грязи 48°, продолжительность процедуры 20 минут). Оказалось, что на первом месте по количеству гистаминобразующих веществ стоит ультрафиолетовое облучение (интенсивная доза), на втором - общий массаж и на третьем - грязи. Важно отметить, ч то применение лучистой энергии требует некоторою латентного периода для прояamp;пения гпе гамннобразующего действия, массаж же дает соо тветствующий быстрый эффект.

Rhumann (1933) считает, что вещества, образуемые в коже иод влиянием массажа и вызывающие сосудорасширяющий эффект, более родственны ацетилхолину, чем гистамину. В отличие от гистамина, который вызывает расширение капилляров, ацегилхолнн расширяет мелкие артерии. Действие его значительно продолжительнее и распространяется на глубоко лежащие слои, доходя до мышечной ткани. Наряду с местным активным воздействием массаж через периферический нервный аппарат оказывает рефлекторное влияние на весь организм.
Связь между кожными раздражениями при применении массажа и изменениями, возникающими в висцеральных органах, отчетливо видна из следующих примеров.
Abrams (1918), массируя кожу в области V грудного позвонка, вызывал расслабление сфинктера привратника желудка. Н. П. Разумов и А. В. Никольская (1927), применив непрерывистую ручную вибрацию в форме ноколачивания в области сердца, обнаружили изменение его границ. Такие же изменения величины сердца авторы отметили при сдавлении пневматической манжеткой левого плеча. В. Н. Мяешцев и И. К. Зюзин (1930), применив механическую вибрацию в облаеги VII шейного позвонка у больных с функциональными заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, наблюдали при рентгеноскопическом исследовании уменьшение размеров сердца; кроме того, у этих больных отмечалось понижение как максимального, так и минимального артериального давления, замедление пульса. Heinz Kalk (пит.
по А. Р. Кнричинскому, 1959), растирая жесткой щеткой кожу живота в течение 5 минут, наблюдал повышение кислотности желудочного сока. При растирании кожи спины и бедер или то.лько бедер эти явления отсутствовали.
На жировую ткань массаж не оказывает значительного влияния. Rodenthal провел следующие опыты на собаках и кошках. Животным сбривал на животе шерсть и затем усиленно массировав одну половину живота, после чего вырезал с обеих сторон живота кусочки размером 2 см2, включающие собственно кожу, подкожно-жировой слой и мышечную ткань. Гистологическое исследование этих кусочков показало, что в жировом слое ткани, которая подверглась массажу, нс удалось найти ни разрывов, ни кровоподтеков, тогда как в нижележащем мышечном слое они были очень значительны. Число свободных жировых капелек в глубоком соединительном слое оказалось несколько увеличенным. В ткани, которая нс подвергалась массажу, были найдены свободные жировые капли.
Наблюдающееся уменьшение жировых отложений при длительном массаже нужно объяснить не прямым действием массажа на жировую ткань, а общим его воздействием на обмен веществ.
Повышая обменные процессы в организме, усиливая выделение жира из жировых депо, массаж способствует «сгоранию» жиров, находящихся в избыточном количестве в жировой ткани.