Осуществление порядка напрямую связано с обладанием властью. Чтобы подчинить окружающую среду своему собственному порядку и придать структуру собственной системе, необходимо сначала стать ее хозяином и властителем. Борьба за территорию обитания присуща не только человеку, но и животным и даже растениям. Попытка захвата территории путем вторжения вызывает у животных либо реакцию отпора агрессии, либо бегства. Банальный пример — собака, рычащая на того, кто хочет отобрать у нее кость. Социология животных дает много интересных примеров как борьбы за власть, так и формирующейся в группах животных иерархии.

Проблема власти присуща даже организмам, стоящим на самых низших уровнях развития (филогенеза). Чтобы жить и размножаться, требуется завоевывать окружающий мир.

И все живое на земле, от микроорганизмов до высшего творения природы — человека, постоянно захватывает все новые пространства и множит свою численность. Растения выбрасывают такое количество семян, что те способны заполнить своими ростками любое количество свободной земли. А некоторые (например, одуванчики) внедряются и там, где, кажется, все уже занято другими растениями.

Люди также всегда боролись за «жизненное пространство» и постоянно увеличивали свою численность. Половой инстинкт и репродуктивные возможности человека обеспечили рост численности популяции homo sapiens. И это подталкивает к захвату все новых территорий. Возникнув в одном месте (видимо, в тропической

[62]

Африке), люди постепенно захватили все мало-мальски пригодные для обитания земли нашей планеты.

Если захвату пространства препятствовали другие племена, то побеждал сильнейший. Это проявление власти силы.

Власть над окружением

Власть связана не только с законом сохранения жизни, но и с законом сохранения вида и информационным обменом. В первом случае власть односторонняя, а во втором и третьем — двусторонняя. Та часть окружения, которая должна быть уничтожена и поглощена, чтобы доставить организму необходимую для жизни пищу и энергию, уже не имеет над ним власти. Напротив, в сексуальных и эротических контактах власть двусторонняя. Индивид становится господином и невольником своего партнера. В обмене сигналами с окружением индивид вынужден принимать порядок окружения, одновременно стараясь навязать ему свой собственный порядок.

Три рода власти над окружением определяет местоимение «мой».

— «Моими» являются: пища, жилье, деньги и другие предметы, обеспечивающие сохранение жизни.

— «Моими» являются лица, обеспечивающие сохранение вида: в узком значении — сексуальный партнер, в широком — лица, принадлежащие к тем же социальным группам (семейной, национальной, религиозной, профессиональной и т. п.), ибо в основе социальных связей лежит закон сохранения вида. Семейная группа — самая простая и самая ранняя их форма — является непосредственным результатом этого закона.

— «Моими» являются собственные переживания, впечатления, чувства, мысли, приобретенные знания, решения и действия.

Сигналы, поступающие из окружающего мира, определенным образом упорядочиваются, обусловливая специфическую реакцию на них. При этом удовлетворение основных биологических потребностей связывается с приятными переживаниями, неудовлетворение — с неприятными. «Мой» мир притягивает, а «чужой» отталкивает. Поэтому власть над окружающим миром является источником удовольствия, а ее отсутствие — источником неприятных чувств. «Чужой» мир возбуждает страх и агрессию; от него стремятся бежать или уничтожить его.

[55]