Представляется целесообразным дать такое определение понятия «манипуляция», которое вобрало бы то общее, что объединяет приведенные выше определения. Тогда можно надеяться, что накопленный в работах указанных авторов богатый исследовательский материал получит новое звучание в контексте сопоставления и сравнительного анализа.

Содержащиеся в этих определениях характеристики относятся к трем видам понятий.

1. Практически во всех определениях манипуляция рассматривается как специфический способ управления адресатом.

2. В большинстве определений прямо указывается на скрытый характер воздействия на адресата (а остальные, судя по текстам, подразумевают это).

3. Во множестве определений подчеркивается неблаговидность действий манипулятора, идущих вразрез с волей адресата и наносящих ему ущерб. При этом инициатор манипуляции получает одностороннее преимущество, а адресат является жертвой подобного скрытого управления им.

Проведенный анализ показывает, что следующее определение манипуляции включает самое существенное из всех известных определений этого понятия: манипуляция — это скрытое управление адресатом со стороны инициатора, при котором последний достигает своих целей, нанося ущерб адресату.

[7]

Под это определение манипуляции подпадают и «игры» (по Э. Берну). Согласно определению, данному создателем трансактного анализа, «игры — это серия коммуникативных ходов, выглядящих вполне правдоподобно и характеризующихся скрытыми, порой нечестными мотивами и наличием выигрыша (инициатора. — В. Ш.), содержащими ловушку, какой-то подвох [22, 37].

Отметим, что под известное определение манипуляции, данное Е. Л. Доценко [79, 59], подпадает не только манипуляция, но и все другие виды скрытого влияния, так что указанное определение может быть использовано как характеристика любого скрытого влияния. Тем более что определение Е. Л. Доценко лишено негативной оценки манипуляции, которая присутствует как у всех остальных авторов, так и в массовом сознании.

Имеет место определенное противоречие в отношении к манипуляции. С одной стороны, общепризнано, что это негативное явление. Однако в работах о манипуляции (см., например, цитированные работы Р. Гудина, Дж. Рудинова, Э. Шострома, Е. Л. Доценко) отмечается ее возможная положительная роль. «Манипуляция может производиться и в интересах манипулируемого. Например, для того, чтобы кто-либо другой бросил курить, пить и т. д.» [79, 53].

Рассмотрение манипуляции в качестве частного случая, одной из разновидностей скрытого управления снимает это противоречие: если действия инициатора осуществляются в интересах адресата, то это социально одобряемое, созидательное скрытое управление (его можно приветствовать); если же скрытое управление адресатом наносит ему ущерб, то это манипуляция (осуждается в общественном сознании).

Еще одно весьма важное преимущество предлагаемого автором определения манипуляции будет вскрыто при рассмотрении взаимоотношения понятий «манипуляция» и «макиавеллизм» в главе 3.

При открытом (явном) управлении цель его доводится до адресата.