Первая серия. Порог стереовосприятия
В первой серии исследований ставилась задача определить чувствительность каждого полушария к трехмерности объектов. С этой целью больного просили сразу после предъявления экспозиции сказать, какой объект показывали — вогнутый, плоский или выпуклый (Деглин, Пинхасик, 1989).
Вначале о данных, полученных при обследовании больных испытуемых. Было исследовано 7 больных, каждый до ЭСТ (контроль), после правостороннего У П (в условиях угнетения правого полушария) и после левостороннего УП (в условиях угнетения левого полушария). В этом варианте эксперимента предъявлялись 4 голограммы — плоская поверхность и три выпуклых нарастающей кривизны.
Результаты эксперимента — на рис. 7-1. По горизонтали — условные номера голограмм, а под каждым номером схематическое изображение поверхности в боковом повороте и в разрезе. № 2 — плоская поверхность, № 3 — минимально выпуклая и т.д. По вертикали — вероятность правильного ответа. В данном случае допускалось два ответа — плоская или выпуклая поверхность. Схемы справа показывают состояние больных. Жирная линия — контроль, тонкая линия —
И
угнетение правого полушария, пунктир — угнетение левого полушария. Сначала я хочу обратить внимание на общие для всех состояний закономерности: наибольшие затруднения вызывает стимул № 3 — поверхность с минимальной кривизной. Очень трудно было определить, плоская или выпуклая это поверхность. Правильные ответы всегда давались на стимул № 4 — поверхность с хорошо выраженной кривизной — явно выпуклая поверхность. Таким образом, критическим является стимул № 3 — заметил или не заметил человек, что это уже не плоскость, а выпуклое тело. Как показывают кривые на рис. 7-1, вероятность правильного ответа была наименьшей при угнетении правого полушария. Даже стимул № 4 иногда называли плоским.
Рис. 7-1.
Детекция объема в условиях угнетения одного из полушарий мозга.
Пояснения в тексте.
При угнетении левого полушария — когда активно правое — вероятность правильного ответа была максимальной. Гораздо чаще стимул № 2 определялся как выпуклый, стимул № 4 всегда воспринимался правильно. Таким образом, на основании этого исследования можно сказать, что правое полушарие чувствительнее к трехмерности, к объему, чем левое. Порог обнаружения трехмерности у него ниже.
Аналогичным образом обследовано 15 здоровых испытуемых. По сигналу экспериментатора испытуемый должен был фиксировать взгляд на центральной точке экрана, после чего справа или слева от центральной точки появлялось голографическое изображение. В данной серии исследований использовалась также голограмма слегка вогнутой поверхности, и испытуемый должен был определить, какую поверхность ему показали — плоскую, выпуклую или вогнутую.
У12 испытуемых были отмечены более точные ответы при предъявлении стимулов в левое поле зрения, у двух точность ответов была одинакова в правом и левом полях зрения, и у одного испытуемого точность была выше в правом поле зрения.
На рис. 1-2 представлены усредненные данные по всем испытуемым. По горизонтали — номера стимулов: слегка вогнутый, плоский, слегка выпуклый и явно выпуклый. По вертикали — вероятность правильного ответа. Сплошная линия — результаты предъявления в левое поле зрения (ЛПЗ), прерывистая — то же в правое поле зрения (ППЗ).
Детекция объема здоровыми испытуемыми в левом (ЛПЗ) и правом (ППЗ) полях зрения. Пояснения в тексте.
Как видим, при хорошо выраженной трехмерности, явной кривизне точность ответов одинакова в обоих полях зрения. А при малой кривизне (положительной или отрицательной) или при отсутствии кривизны (то есть при слабовыраженной трехмерности или ее отсутствии) ответы существенно точнее в левом поле зрения. Иначе говоря, с этой задачей правое полушарие справляется лучше. Таким образом, и исследования на больных в условиях преходящего угнетения одного полушария, и исследования на здоровых испытуемых при раздельном предъявлении стимулов в разные поля зрения показали одно и то же. Чувствительность к трехмерности у правого полушария выше, чем у левого. Или, иначе говоря, порог обнаружения трехмерности у правого полушария ниже.
Достаточно ли этих данных для вывода о том, что стереовосприятие — функция правого полушария? Я не уверен в этом, поэтому исследования были продолжены, а эксперимент модифицирован.
Источник: В.Л .Деглин, «Лекции о функциональной асимметрии мозга человека» 1996