Метод разработан в Институте им. В. М. Бехтерева, сочетает идеи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, описанной выше, и интерперсональной психотерапии G. L. Kkrman и M. M. Weissman (1986, 1994). Основывается на межличностном подходе, единицей наблюдения и терапевтического вмешательства для которого является первичная социальная группа, непосредственное окружение пациента, его общение с наиболее значимыми для него людьми.
Использование при разработке нового метода техники интерперсональной психотерапии, направленной на улучшение межличностного контекста невротических нарушений, одновременно приводит к положительной динамике внутриличностного конфликта у больных неврозами, осознание и переработка которого обеспечивает относительно глубокие, устойчивые личностные изменения и в конечном итоге эффективность лечения.
Метод интерперсональной психотерапии первоначально был создан G. L. Kerman и M. M. Weissman для индивидуальной психотерапии. Однако в связи с современной тенденцией краткосрочных экономичных и эффективных психотерапевтических методов Е. А. Колотильщиковой (2004) был разработан и групповой его вариант.
При проведении краткосрочной интерперсональной психотерапии с учетом ее целей и задач должны учитываться следующие положения:
  • введение ограничения во времени как терапевтический фактор;
  • ограничение терапевтических целей;
  • концентрация во времени на «здесь и сейчас»;
  • директивный тип поведения психотерапевта;
  • быстрая первичная диагностика;
  • неотложное вмешательство;
  • гибкость со стороны психотерапевта;
  • эмоциональное отреагирование как важная часть психотерапевтического процесса;
  • быстро устанавливаемые интерперсональные отношения как «терапевтический рычаг», ведущий к конструктивным изменениям;
  • подготовка перед началом психотерапии и правильный отбор пациентов, так как не все они могут извлечь пользу из короткого терапевтического контакта. При подборе пациентов для участия в психотерапии учитываются:
  • наличие проблематики в сфере межличностного взаимодействия, а именно отнесение к определенным проблемным зонам;
  • «межличностные конфликты», куда входят разногласия между супругами, детьми, родителями, друзьями, сотрудниками и т. д.;
  • «смена социальной роли» — новая работа, развод, уход из семьи, переезд в новый дом, экономические и другие перемены в семье и другие смены социальной роли.

«Межличностный дефицит» — проблемная зона одиноких и социально изолированных людей:
  • достаточный уровень мотивации к психотерапии и личным изменениям;
  • наличие психологического дискомфорта, тревожности.

Метод краткосрочной интерперсональной психотерапии ориентирован:
  • на достижение симптоматического улучшения у пациентов;
  • на улучшение их эмоционального состояния;
  • на улучшение социального функционирования;
  • на понимание пациентами имеющихся у них проблем и повышение способности самостоятельного разрешения трудностей в будущем.

Целью предлагаемого метода психотерапии являются конструктивные изменения, прежде всего в межличностной сфере. Данные изменения достигаются через раскрытие, анализ, осознание и переработку интерперсональных проблем пациента (например, межличностных конфликтов) и коррекцию неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
В процессе психотерапии, ориентированной на коррекцию неадекватных интеракций, конфликтные отношения пациента утрачивают свой непременный и центральный характер. Это влечет за собой снижение интенсивности невротической симптоматики. Наблюдается уменьшение и внутриличностной проблематики, в частности за счет улучшения отношения к себе (повышения самооценки). Тем самым получил подтверждение один из центральных пунктов теории психодинамической психотерапии относительно связи межличностных конфликтов и невротической симптоматики, межличностных и внутриличностных конфликтов.
Задачи психотерапии фокусируются в основном на двух составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект). Направленность на эмоциональный аспект (отношение к себе) менее выражена, чем при личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, однако, как показывают проведенные исследования, показатели самоотношения пациентов также значительно улучшаются.
В познавательной (когнитивной) сфере пациент получает представление о мере своего участия в возникновении, повторении и продолжении своих конфликтных ситуаций, т. е. как он сам своим поведением и своим способом эмоционального реагирования способствует этому. При этом у него появляется возможность предотвратить повторение межличностных проблем, используя другое поведение. Таким образом, задача психотерапевта состоит в достижении интерперсонального осознания для того, чтобы пациент приобрел возможность формирования более адекватных форм поведения.
В сфере поведения пациент должен научиться корректировать свои неадекватные реакции и формы поведения с помощью применения различных приемов и техник.
Диагностический этап. На этом этапе большое внимание уделяется выявлению межличностного контекста невротического расстройства, особенно событиям, которые, являясь психотравмирующими, спровоцировали появление симптомов. Для больных неврозами из межличностных характерны конфликты в семейной и профессиональной сферах. Задача психотерапевта — получить наиболее полную картину характера социальных отношений и особенностей межличностных взаимодействий пациента и определить основные проблемные области. Во время предварительной беседы специально акцентируется внимание пациента на том, что много времени будет уделяться именно проработке межличностной проблематики. В задачу психотерапевта входит обязательное разъяснение пациентам, в том числе отобранным в группу, рабочего фокуса и целей краткосрочной интерперсональной психотерапии, ограниченной во времени. Пациентам сообщается, что занятия в индивидуальной психотерапии будут проходить 1-2 раза в неделю по 1 ч; в групповой форме — 5 раз в неделю по 1,5-2 ч в течение 4 недель.
В результате пациенты могут определить специфические проблемные области, в которых они ожидают изменений. В большинстве своем они имеют четко очерченные жалобы и эмоционально насыщенные, актуальные в настоящий момент проблемы, способны проявлять эмоциональные реакции во время оценочного интервью, имеют изначально высокий уровень мотивации, способность к самонаблюдению, реалистичные ожидания от процесса психотерапии и позитивные перспективы.
Содержание психотерапевтических мероприятий определяется формой психотерапевтического взаимодействия: психотерапевт — пациент в индивидуальной психотерапии и психотерапевт — группа пациентов в случае групповой психотерапии, при одинаковой направленности психотерапевтических воздействий.
В развитии психотерапевтического процесса достаточно четко очерчены его фазы:
  1. фаза зависимого и поискового поведения;
  2. фаза возникновения, обострения и разрешения конфликтов;
  3. фаза формирования рабочих отношений с психотерапевтом;
  4. фаза приобретения пациентами способности эффективно решать свои проблемы.

Первая фаза. Первая фаза групповой психотерапии (первая неделя) характеризуется пассивностью пациентов и высоким уровнем напряжения. В этой фазе с целью быстрого формирования групповой сплоченности, создания благоприятного эмоционального климата, способствующего самораскрытию, применяется ряд упражнений (вербальных и невербальных) с последующим обсуждением результатов проведенной работы.
В течение первой недели групповой психотерапевт активно участвует в работе группы, руководит ею и поддерживает пациентов. Последние реагируют на это положительно, они чувствуют себя понятыми, у них снижается тревога, быстро формируется терапевтический союз между психотерапевтом и пациентами.
Достигнув этих целей, психотерапевт прекращает активно руководить группой и переходит в позицию наблюдателя. Так начинается вторая фаза работы группы (конец первой недели).
Вторая фаза. Для второй фазы характерен высокий уровень напряжения в сочетании с более высокой активностью пациентов, специфика которой заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психотерапевту, а также в нарастании конфликтности между участниками группы. К этому времени, ориентированные исключительно на ведущего, они сталкиваются с ситуацией, когда ими уже не руководят, не говорят, что и как делать, о чем говорить. Недовольство членов группы таким развитием событий перерастает в агрессию против ведущего группу, который «не выполняет» своей прямой обязанности — не руководит работой группы. Именно такая резкая смена роли ведущего от активной, направляющей, несколько директивной позиции до пассивной, наблюдающей, провоцирует быстрый переход к выражению агрессивных чувств участниками группы по отношению к психотерапевту. Конструктивным разрешением этой кризисной фазы считается открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью.
Через фазу конфронтации с психотерапевтом участники группы не только сплачиваются, но и приходят к пониманию и принятию личной ответственности за свою жизнь, к пониманию того, что их выздоровление зависит во многом от их собственной инициативы и активности и никто за них не будет решать их проблемы.
Помимо нарастания напряженности в отношениях с ведущим обостряются конфликты и между участниками группы. Особое внимание ведущим уделяется обсуждению и анализу конфликтных интеракций между членами группового взаимодействия. Важным в этой фазе представляется проведение параллели между характером конфликтов в группе и в реальной жизни пациентов. Такой «чисто» эмоциональный феномен, как межличностный конфликт, вне анализа деятельностных взаимосвязей конфликтующих сторон понят быть не может. Поэтому необходимым для понимания механизмов возникновения внутригруппового конфликта становится изучение системы предметных взаимосвязей членов группы, основой которых служит социально обусловленное проблемно-целевое содержание их совместной деятельности.
Третья фаза. К концу второй недели начинается третья фаза, которая характеризуется процессом структурирования группы, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки. В разработанном методе психотерапии эта фаза имеет свою специфику: короткая, она больше интеллектуальная, нежели эмоциональная. Воздействуя на когнитивные составляющие самопознания и понимания процессов, происходящих в группе, через проработку конфликтов внутри группы активизируется механизм трансформации норм применительно к новым условиям. Основными темами групповой дискуссии на данном этапе являются:
  • темы доверия-недоверия;
  • темы симпатии-антипатии участников группы, вскрытие их глубинных причин;
  • исследование рассогласований между представлениями относительно потребностей друг друга;
  • анализ ожиданий одного по отношению к другому.

Группа благодаря конструктивному разрешению внутри- и межличностных конфликтов модифицирует старые нормы и, помогая возникновению новых, создает основу для преемственности в новой ситуации. В результате обеспечивается более конструктивное взаимодействие между участниками, уменьшается изоляция, снижается напряженность и возникает почва для реализации индивидуальной активности каждого члена группы.
Таким образом, основной задачей этого этапа является выработка альтернативных, более адекватных способов взаимодействия через мобилизацию усилий членов группы на преодоление возникших трудностей.
Четвертая фаза. Четвертая фаза является «рабочей» фазой активно и целенаправленно действующей психотерапевтической группы. В этой фазе проводится работа, направленная на выяснение причин конфликтов, путей их разрешения через выработку адекватных способов поведения. Как правило, рассматриваются проблемы отдельного участника группы, остальные члены группы принимают активное участие в работе. В этой фазе психотерапевт применяет вспомогательные приемы и техники различных психотерапевтических школ и направлений. Например, наиболее часто используются элементы психодрамы, в частности разыгрывание ролевых ситуаций, элементы гештальт-терапии, поведенческой психотерапии. Все они направлены на выработку альтернативных решений определенных конфликтов, обучение более эффективным социальным навыкам, повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей. В каждом конкретном случае подбор технических приемов производится индивидуально, в зависимости от характера проблем каждого пациента.
Основной формой работы является групповая дискуссия. В основном используется интеракционная ориентация групповой дискуссии (особенно на первых трех этапах), направленная на анализ ситуаций и механизмов, связанных с функционированием группы, анализ группового взаимодействия. На четвертом этапе чаще применяется биографическая ориентация групповой дискуссии: отдельное занятие (чаще одно, иногда два) посвящено проблемам отдельного пациента, а именно конфликтным ситуациям, возникающим в отношениях с окружающими людьми, анализируются особенности поведения участника группы в реальной жизни, в группе.
Показания к использованию метода
  1. Тревожно-фобические расстройства (агорафобия без панического расстройства и с паническим расстройством, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии).
  2. Другие тревожно-фобические расстройства (паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, смешанное тревожное и депрессивное расстройство).
  3. Реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации (посттравматическое стрессовое расстройство, кратковременная депрессивная реакция, пролонгированная депрессивная реакция, смешанная тревожная и депрессивная реакция).
  4. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.
  5. Соматоформные расстройства (соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформные вегетативные дисфункции).
  6. Другие невротические расстройства (неврастения).
  7. Специфические расстройства личности (истерическое расстройство личности, шизоидное расстройство личности).

Противопоказания к использованию метода
Представленные ниже противопоказания являются относительными (абсолютных противопоказаний к использованию метода нет), их имеют:
  1. Пациенты со страхом перед самораскрытием и сильной опорой на «отрицание» как форму психологической защиты.
  2. Пациенты с недостаточной мотивацией к изменениям.
  3. Пациенты с низкой интерперсональной сенситивностью.
  4. Пациенты, которые, возможно, не смогут посещать все занятия.
  5. Пациенты, которые не будут участвовать в процессе активной вербализации и слушания, что является существенной частью любой группы.
  6. Пациенты, чьи характерологические особенности не позволят им конструктивно работать в группе и извлекать из этой работы пользу (например, те, которые постоянно отыгрывают свои эмоции вовне в качестве защитной реакции, а не наблюдают за своим психологическим состоянием; или пациенты с серьезным негативизмом или ригидностью).
  7. Пациенты с острым психозом, тяжелой депрессией, с наркотической зависимостью, органическими повреждениями ЦНС.

Для оценки эффективности проведенного лечения могут быть использованы клинико-психологические методики, приведенные в Приложении 3.