Четыре основных принципа главенствовали в организующейся тогда системе здравоохранения.

Во-первых, медицина должна была носить государственный характер.

Во-вторых, медицина должна иметь профилактическое направление.

В-третьих, медицина должна была привлекать население для активного участия в охране общественного здоровья.

В-четвертых, медицина должна была пропагандировать необходимость единства научной медицины и здравоохранительных профилактических мер.

В принципе идеи были не новы, ибо формулироваться они начала еще до 1917 г. Еще С. П. Боткин, Г. Е. Рейн и более старшие их коллеги — Йоганн Петер Франк, Гиппократ и другие ученые — уже предсказали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине. Но объединить все эти принципы в четкие задачи и осуществить их получилось только в эпоху начала советского периода.

Наиболее важным принципом советской медицины стала необходимость придать ей государственный характер. Для этого необходимо было свести ее под единый центр управления, государственного финансирования, а также обеспечить непосредственное участие высших государственных органов управления в составлении и утверждении программ общественного здравоохранения. Медицина должна была приобрести два новых качества — бесплатность и общедоступность. Раньше таких принципов оказания медицинской помощи не практиковалось. Итогом в создании слаженной системы здравоохранения стало утверждение Народного комиссариата здравоохранения. Это было в 1918 г.

Чуть позже было вынесено «Постановление о Народном комиссариате здравоохранения», в котором уже совершенно четко закреплялось централизованное управление системой здравоохранения. Тогда-то и были введены льготы на медицинское обслуживание, расширена сеть лечебно-профилактических учреждений, которые прежде всего стали доступны рабочим на вредных предприятиях, членам профсоюза, инвалидам, красноармейцами; все это сделало медицину доступной для широких слоев населения, для людей стало обычным делом обращение к поликлиническому врачу в случае недомогания, тогда как раньше при аналогичных условиях люди часто умирали от того, что даже начальные проявления заболевания из-за неоказания медицинской помощи могли перейти в тяжелую болезнь.

Второй принцип советской медицины — профилактическое направление — достиг, пожалуй, самых значительных успехов. Были учреждены различные органы по надзору за санитарно-гигиенической обстановке страны: единая государственная санитарная служба, система санитарно-эпидемиологических станций и т. д. Наконец-то было осознано то, что тяжелая эпидемическая обстановка в стране кроется не в каких-то глобальных причинах, а в отсутствии элементарных условий труда, плохом питании на предприятиях и, как следствие, ухудшении быта из-за недостатка времени и денег у рабочих. Положение стали активно исправлять, а также был введен постоянный санитарный контроль не только на предприятиях, но и в частной жизни людей: постоянное посещение на дому санитарных врачей призывало людей к соблюдению санитарно-гигиенических норм, ибо за нарушение их медицинские работники имели право обратиться в суд, что влекло за собой тяжелые последствия.

Тогда впервые заговорили о необходимости полной ликвидации отдельных инфекционных и вирусных заболеваний. Нарком- здрав и Совет народных комиссаров выделяли огромные деньги на выполнение этих планов. Результаты не заставили себя ждать: вскоре по всему Союзу были ликвидированы такие заразные болезни, как чума, холера, оспа. Мероприятия были настолько эффективными, что не только в мирное время, но и в годы Великой Отечественной войны не отмечалось случаев эпидемий, что до тех пор было неслыханным.

Уже после войны противоэпидемические действия привели также к ликвидации или уменьшению числа таких заболеваний, как тиф (возвратный, брюшной, сыпной), паратиф, малярия. Люди гораздо меньше стали болеть острыми кишечными инфекциями. Все это имело массу положительных моментов, однако были и недостатки: так как особое внимание уделялось именно инфекционным заболеваниям, то в скором будущем стране пришлось столкнуться с проблемой повышенной заболеваемости среди людей болезнями сердечно-сосудистой системы, а также вышла на передний план онкологические заболевания. Тут же вставал вопрос о переквалификации санитарно-курортных учреждений и необходимой диспансеризации всего населения страны.

Привлечение самих рабочих, интеллигенции и крестьян к участию в мерах по здравоохранению стало просто необходимо, особенно в годы Гражданской войны и интервенции. Проблема была в том, что медицина утратила профессионализм из-за острой нехватки квалифицированных кадров. Дело в том, что большинство врачей того времени не разделяли принципы новой формы власти: многие из них эмигрировали, многие объявили саботаж, многие погибли на фронтах и в борьбе с эпидемиями. Население

оставалось на взаимной медицинской помощи: люди стали сами организовывать санитарные отряды на предприятиях и пропагандировали здоровый образ жизни. Выпускались различные стенгазеты и издания, самым известным из которых стали «Окна РОСТА», в создании которых принимал участие В. В. Маяковский.

После относительной стабилизации ситуации правительство стало уделять наибольшее внимание развитию высшего медицинского образования и подготовке квалифицированных кадров. Лишь через несколько лет, когда пополнились ряды квалифицированных медицинских работников, медицина вернулась в русло профессионализма, и участие широких слоев населения в общественном медицинском просвещении перестало быть необходимостью.

В то время нужно было вести работу по объединению практической деятельности в области здравоохранения и медицинской науки.

Как наука медицина переживала тяжелейший период: в связи с всеобщей разрухой врачи-ученые были отрезаны от всего мира, лишены возможности изучать иностранную медицинскую литературу, вести научные дискуссии с коллегами из других стран. Очень жестко ощущалась нехватка оборудования в лабораториях. Не было нормальных условий для труда — лаборатории не отапливались, в них не было электричества. Однако, несмотря ни на что, ученые продолжали проводить экспериментальные работы, причем имеющие мировое значение. Великие представители отечественной медицины: В. М. Бехтерев, А. А. Кисель, Н. И. Бурденко, Е. Н. Павловский, И. П. Павлов продолжали работать на одном энтузиазме, голодая и терпя лишения. Именно в те времена была введена обязательная вакцинация против отдельных заболеваний, изобретены эффективные способы борьбы с туберкулезом, ликвидирован полиомиелит, раскрыты механизмы передачи многих трансмиссивных заболеваний.

По всей стране, несмотря на тяжелую экономическую и политическую обстановку, проводилась массовая организация научно-исследовательских институтов и лабораторий государственного значения. В 1918 г. был создан ученый медицинский совет, который занимался развитием высшего медицинского образования, судебно-медицинской экспертизы, составлением государственной фармакопеи и многими другими вопросами. При активном участии совета был открыт Государственный институт народного здравоохранения, в состав которого были включены 8 научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами санитарно-гигиенической обстановки, тропических болезней, микробиологией и т. д.

По всей России начиная с 1918 по 1927 гг. было открыто более 40 научно-исследовательских институтов, среди которых был и Саратовский институт микробиологии и эпидемиологии (1918 г.).

Наука и практика слились воедино, ибо новые научные открытия тут же внедрялись в практическое использование, а наблюдение и борьба с массовыми заболеваниями помогали создавать новые научные принципы и задачи.

В области высшего медицинского образования новшеством было то, что с 1930 г. все медицинские факультеты страны отделились и стали медицинскими институтами, которых к 1935 г. по всей стране было 55. В их состав включали фармацевтические, педиатрические, стоматологические факультеты, что способствовало образованию первых медицинских университетов, а также была введена ординатура по клиническим кафедрам и аспиран-тура.

Подобное развитие системы здравоохранения в СССР могло служить примером для многих других стран (Великобритании, Кубы, Китая и т. д.).