Показано, что опухоли, индуцируемые канцерогенными химическимми соединениями (например, метилхолантреном), отличаются от нормальных тканей появлением новой антигенной специфичности. Причем у разных животных индуцируемые опухоли, как правило, отличаются друг от друга по антигенным характеристикам. Более того, даже в пределах одной опухоли могут присутствовать клетки с разными антигенными специфичностями. Следствием появления новых индуцируемых антигенов является формирование специфического иммунного ответа. На рис. 15.1. представлена схема опыта, иллюстрирующего роль специфических отношений в сингенной системе переноса. При трансплантации индуцированных метилхолантреном опухолей от двух разных особей в организм интактного сингенного реципиента и одновременное введение Т-клеток от одного из доноров приводит к регрессии опухоли того донора, от которого получены Т-клетки. Опухоль второго донора успешно развивается. Опыты демонстрируют как разную антигенную характеристику опухолей, так и роль специфического иммунитета в регрессии опухоли.
Опухоли, индуцированные вирусами, также несут новые для клетки антигены. В отличие от опухолей, развивающихся при кан- 348
Рис. 15.1. Опыт, демонстрирующий участие Т-клеток в элиминации сингенном опухоли
церогенной трансформации, вирусиндуцированные опухоли независимо от индивидуума, в котором они возникли, характеризуются общими антигенными свойствами. Более того, опухолевые клетки разной тканевой принадлежности будут обладать идентичными антигенами.
Антигенные изменения опухолевых клеток помимо отмеченных выше случаев могут быть связаны с точковыми мутациями в генах, контролирующих клеточные белки. Так, например, в составе молекул I класса МНС были обнаружены пептиды, отличающиеся от аналогичных пептидов нормальных клеток заменой всего одной аминокислоты.
Кроме того, описаны изменения в антигенной структуре трансформированных клеток, связанные с упрощением антигенного спектра клеточной поверхности. Достаточно давно было обнаружено, что некоторые типы опухолей теряют определенные антигены групп крови. Относительно недавно была продемонстрирована делеция генов I класса МНС у спонтанно возникшей опухоли. Ясно, что при упрощении антигенной структуры опухолевых клеток иммунная система не в состоянии элиминировать трансформированные клетки. Возможно, при такой ситуации развиваются механизмы, действующие по принципу аллогенной ин- гибиции (см. гл. 11).
Помимо опухолевых антигенов, отличающихся структурными особенностями от антигенов пораженного организма, имеются так называемые ‘“эмбриональные*’, или “онкофетальные” антигены. Эти стадиоспецифические антигены экспрессируются только на зародышевых клетках, но начинают продуцироваться у взрос-
лых онкологических больных при некоторых типах опухолевою поражения. К данной категории антигенов относится, в частности, а-фетопротеин, впервые обнаруженный Г.И. Абелевым в начале 60-х годов в клетках гепатокарциномы. Появление в сыворотке больных а-фетопротеина является диагностическим признаком онкологического поражения печени.
Таким образом, антигенная модификация злокачественно трансформированных клеток происходит в результате: 1) действия канцерогенных соединений, 2) инфицирования клеток онкоген- ными вирусами, 3) точковых мутаций генов, контролирующих поверхностные клеточные белки, 4) делеции генов, ответственных за синтез определенных антигенов, 5) дерепрессии генов, контролирующих эмбриональные белки. Три первых формы антигенных изменений подразумевают включение иммунной системы защиты от неопластиических поражений. Две последние формы в силу характера антигенных изменений не в состоянии вызвать специфический ответ. Возможно, что в этих случаях контроль за нео- пластичеим ростом осуществляется посредством механизмов аллогенной ингибиции.