Конституция была определена нами как состояние здорового индивидуума. В конституции заложены особенности, предрасполагающие к развитию кризиса или болезни, но сами по себе эти черты не являются симптомами патологических расстройств. Когда мы заболеваем, в клиническую картину вплетаются те конституциональные черты, которые под действием болезни усилились. Они превращаются в симптомы. Обидчивость или застенчивость могут приобрести открыто параноидальные черты; пристрастие к соленому может превратиться в страстное желание соли; человек, не любящий жару, перестает переносить малейшее повышение температуры воздуха; склонность к частой отрыжке перехо-
Здоровье—>'!ормадьные черты              КОНСТИТУииЯ
Спокойный, тихии
Гипертрофированные черты J              Апатичный              “> СИМПТОМАТИКА
Болезнь /
Л Изменение СОСТОЯНИЯ              гмиптАидт.^д
.              _              ^ СИМПТОМАТИКА
Агрессивным, напорисгыи
Рисунок 6.1. Конституция и симптоматика дит в расстройство желудка; нерегулярный менструальный цикл становится полностью беспорядочным; аккуратность приобретает черты навязчивой идеи. И наоборот, клиническая картина болезни может не иметь никакого отношения к конституции и просто подавляет конституциональные черты (рис. 6.1). С течением времени конституциональные черты отступают на задний план либо, в случае более коварных и хронических болезней, прогрессивно видоизменяются.
В качестве примера подобных видоизменений можно привести предменструальный синдром. Когда его проявления выражены, они очень сильно влияют на психику пациентки. Она может, к примеру, стать более подозрительной и ревнивой, чпобной, сварливо многословной и буйной. Изменения ее характера могут носить впечатляюще радикальный характер. Однако может быть и так, что и в здоровом состоянии в ее характере присутствуют недоверчивость, требовательность, импульсивность и болтливость. Таким образом, в рамках предменструального синдрома мы можем увидеть обе возможности: усиление до степени патологии постоянно имеющихся черт характера либо полное изменение характера.
РАЗЛИЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИН
На практике существует достаточная путаница при использовании конституциональных и клинических характеристик. Например, многие гомеопаты описывают назначение, основанное на совокупности симптомов, как конституциональное, независимо оттого, соответствует ли оно реальной конституции индивидуума или нет. Кроме того, многие гомеопаты включают конституциональные черты в клиническую картину, даже если они не являются проявлением болезни. Я думаю, что и то и другое ошибочно. Различение между конституцией и симптоматикой очень полезно и должно быть сделано.
Часто бывает так, что конституциональные черты пациента соответствуют тому же препарату, что и совокупность клинических симптомов. Конечно, в этом случае происходит подтверждение подобия выбранного лекарства. Тем не менее подобие клиническое и подобие конституциональное лучше находить отдельно. Тогда они не смешаются, а второе может служить подтверждением первому. Опасность смешения состоит в том, что существующий в настоящий момент клинический паттерн и лежащая в основе конституциональная картина могут быть различными. Тогда выраженные конституциональные черты могут исказить и замаскировать клиническое подобие. Использовать конституциональный ракурс для подтверждения совокупности клинических симптомов - хорошо. Смешивать одно с другим - рискованно.
С другой стороны, может быть так, что клиническая картина туманна и нечетко выражена, тогда как конституциональная - очевидна. То есть, если это точно тот случай, когда клиническое подобие тщательно искали и тем не менее не нашли, тогда совершенно оправданно назначение по четко выявленному конституциональному подобию.
Всегда л и это означает, что при наличии одинаково четко выраженных и различных картин - клинической и конституциональной - предпочтение при выборе лекарства должно отдаваться первой? Когда они видны вместе в одно и то же время, тогда да, а если они проявляются в разное время, заболевание эпизодическое, а вне его эпизодов у пациента нет никаких симптомов, тогда может быть и нет. Клиническая картина во время заболевания - это непосредственное выражение нарушенного равновесия в организме пациента. С ее помощью можно определить, какой гомеопатический стимул нужен пациенту в данный момент: это должен быть стимул, который полностью и точно отражает расстройство и нарушение равновесия, с одной стороны, а с другой - восприимчивость и потенциальные возможности организма для саморегуляции. И тогда подтверждением точности клинического подобия служит правильный ответ на лекарство. Когда лекарство соответствует и конституции, это очень хорошо - выздоровление будет более полным. Когда же не соответствует - конституциональный препарат нужно отложить на потом, когда конституциональный слой выйдет на первый план. Когда клинической картине уделяется недостаточное внимание, а для выбора лекарства берется не совпадающее с клиническим конституциональное подобие, велик риск ухудшения. Имеющиеся симптомы могут обостриться, причем без последующего улучшения, характерного для настоящего «лекарственного обострения».