Существует большое количество неургентных состояний, когда гомеопатическое лечение можно назвать «методом выбора». Большинство подобных случаев относится к компетенции врачей общей практики, у которых имеется идеальная сфера для приложения гомеопатии, при условии достаточного количества времени и квалификации. К сожалению, довольно редко можно увидеть раннее обращение к гомеопатическому методу, что имеет столь высокое значение для исхода терапии. Если соответствующий специалист работает в государственной клинике, к нему выстраиваются длинные очереди, а частного врача позволить себе могут не все, даже если до него легко добраться. Поэтому, если ваш врач общей практики владеет гомеопатическим методом, вас можно записать в счастливчики.
Вот краткий перечень состояний, при которых гомеопатия может быть «средством выбора»:
- Болезни детей - они очень хорошо реагируют на назначение гомеопатических препаратов при банальных острых болезнях и на начальных этапах состояний, которые под действием традиционного лечения имеют тенденцию к хронизации: катаральные состояния, отиты, оторея, тонзиллиты, конъюнктивиты, респираторные инфекции.
- Любые состояния, при которых требуется неотложная помощь (до оказания специализированной помощи); незначительные травмы.
- Заболевания, имеющие тенденцию к самоизлечению, но при которых часто назначают жаропонижающие препараты и антибиотики.
- Инфекционные болезни, не имеющие тенденции к самоизлечению, в случаях, когда желательно обойтись без антибиотиков.
- Аллергии и непереносимость пищевых продуктов.
- Синдром раздраженного толстого кишечника и подобные психосоматические состояния.
- Мигрень и хроническая головная боль.
- Начальный этап неуклонно прогрессирующих заболеваний, таких, как ревматоидный артрит, экзема и другие кожные заболевания, бронхиальная астма.
В этом списке, как мы видим, находятся не те болезни, которые просто лечить, а те болезни, при лечении которых гомеопатия может играть первостепенную роль, если ее начинают использовать с самых ранних стадий болезни. Это не исключает сопутствующего традиционного лечения, при той же астме, например. Врач общей практики, даже в условиях ограниченного времени, вполне может вести записи, помогающие ему в работе со многими из этих состояний, и такая возможность несколько раз становилась объектом пристальных исследований (Reilly D., 1996, неопубликованная работа, Smulders М., 1996, ожидаемая публикация).
ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОМЕОПАТИИ
Часто вопрос о том, будет ли в конкретном случае применяться гомеопатия или нет, решают обстоятельства - есть ли на это время у врачей общей практики, стоимость лечения, доступность врача для пациента, осведомленность и добрая воля остальных специалистов и т. д. На принятие решения постоянно воздействуют два взаимовлияющих фактора - компетенция и обстоятельства. Врач частной практики, например, может не взяться за лечение пациента, живущего слишком далеко, так как расстояние не позволит адекватно отслеживать случай. Врач может отказаться вести пациента, когда чувствует, что его компетенция недостаточна для лечения данного случая. Когда к врачу общей практики придет пациент со средним отитом, решение о том, использовать гомеопатию или нет, может зависеть от сложной комбинации факторов, включающих наличие у врача достаточного количества времени, его способности выбрать правильное лекарство, возможности хорошо отслеживать состояние пациента, желания пациента лечиться с помощью гомеопатии и приемлемости для него плана лечения.
Уверенность врача в своей способности найти правильное лекарство зависит, как и в любом виде мастерства, от уровня знаний и опыта. Компетентность помимо прочего подразумевает четкое осознание границ собственных возможностей. Внутри этих границ, какими бы ни были они скромными, врач должен быть предельно компетентным; выходя за их пределы, он становится некомпетентным. Мы не должны «блуждать в потемках». Это требует от нас определенной профессиональной честности, какой бы области медицины мы ни коснулись. Нам постоянно приходится решать вопрос - использовать ли тот или другой инструмент из всего нашего арсенала методов в конкретной ситуации у данного пациента, а если использовать, то как и когда. И, конечно, эти требования профессиональной честности предъявляются к нам всегда, независимо от того, используем мы гомеопатию или что-то другое.
Обсуждение вопросов о различных ракурсах и стратегических направлениях, представленное в разных главах этой книги, может служить иллюстрацией сложности проблем и того, насколько обширными должны быть знания врача, чтобы разобраться в каждом случае и сделать так, чтобы назначенные гомеопатические средства оказали ожидаемое действие. На самом деле даже самые опытные из нас периодически оказываются в затруднительном положении, и я уверен, что неудачи в подборе эффективного гомеопатического лекарства в первую очередь обусловлены ограниченностью знаний и опыта врача, нежели какой-либо иной причиной. Однако парадоксальным образом возможны случаи, когда начинающий в гомеопатии врач добивается успеха в сложных ситуациях. Так бывает, когда присутствующий у пациента клинический паттерн случайно оказывается относящимся к той части гомеопатической науки, которую неофит уже успел освоить. Начинающие охотнее берутся за знакомые им случаи, нежели за сложных, «интересных» пациентов. То есть начинающие склонны применять уже полученные знания, выискивая клинические ситуации, которые подпадают под известную им картину. Они не любят браться за непонятные для них случаи, на ходу стараясь овладеть необходимыми для этого дополнительными знаниями. Конечно, как уже было сказано и что справедливо для всех клиницистов независимо от их опытности, каждый из нас всегда может столкнуться с пациентом, который потребует добавления новых знаний к старому багажу. Мы все учимся, работая на границе нашей компетенции, расширяя рамки наших знаний и опыта, что дает нам возможность достигать новых высот. Такой процесс накопления живого опыта делает очень важной проблему наблюдения и контроля со стороны более опытных коллег. К сожалению, следует заметить, что процесс контроля за обучением начинающих врачей везде оставляет желать лучшего, и гомеопатия не является исключением.
У английских врачей общей практики, когда они начинают изучать гомеопатию, открываются идеальные возможности учиться в ходе своей обычной работы. Они легко могут увидеть, что они знают, а где еще необходимо подучиться, постоянно имея возможность выбирать лечебную тактику. Если знаний не хватает, врач может в любой момент вернуться к традиционному лечению либо сочетать оба метода. Это очень эффективный процесс, когда возможности врача ограничены лишь количеством времени, которое приходится затрачивать больше как на само изучение гомеопатии, так и на работу с пациентами. Именно нехватка времени может не позволить врачу общей практики овладеть всей глубиной знаний, которые позволили бы им лечить весь возможный спектр пациентов и болезней.
Именно по этой причине большинство врачей в Великобритании, желающих углубить свое гомеопатическое мастерство, стремятся перейти на работу консультанта, часто в сфере частной практики, так как в государственной системе здравоохранения отдельных должностей врача-гомеопата крайне мало. А работа врача частной практики требует от него очень многого. Попробуйте признаться пациенту, заплатившему вам деньги, что вы вовсе не уверены, сможете ли справиться с его случаем! Даже опытные гомеопаты нередко вынуждены тратить многие часы, анализируя случай и выбирая правильное лекарство. К счастью, как уже говорилось, сам гомеопатический прием имеет свое собственное терапевтическое действие, что помогает пациенту более спокойно дожидаться, пока врач подберет ему препарат.
Что касается гомеопатов, не имеющих врачебных дипломов, то их очевидная проблема состоит в недостаточном клиническом обучении, хотя в своей области они являются профессионалами и их собственно гомеопатические знания могут быть гораздо выше, чем у многих врачей. Вопросам о границах компетенции этих специалистов, в основном в сфере диагностики и общеклинической подготовки, посвящены многие работы, тогда как в задачи нашей книги эти вопросы не входят. По моему мнению, все встающие здесь проблемы вполне можно разрешить так, чтобы все заинтересованные стороны оставались довольны, а пациенты получили для себя максимальную пользу. Чтобы пациенты могли получить гомеопатическое лечение наивысшего качества, требуется интеграция усилий врачей и гомеопатов, не имеющих диплома.
Вопросы о возможностях гомеопатии в принципе не отличаются от таковых в отношении любой другой области медицины; равным образом важен вопрос и о том, кто лечится. Возможное различие состоит в том, что в гомеопатии сложность случая не связана с природой патологии в отличие от традиционного подхода. Хотя врачи общей практики нередко вскрывают довольно сложные подспудные причины, лежащие в основе больших и малых проблем у их пациентов, но когда дело доходит до оказания специализированной помощи, сложность случая ставится в прямую зависимость от патологии. В гомеопатии «тривиальные» и распространенные болезни, например хронический катар, вполне могут заставить врача распутывать довольно сложную сеть проблем и потребовать от него достаточно серьезной подготовки.
Одна из опасностей свободной продажи гомеопатических лекарств заключается в том, что большинству людей гомеопатия начинает казаться чем-то очень простым. Возникает впечатление, что любой неглупый человек, прочитавший «гомеопатический лечебник», может сам свободно назначать гомеопатические препараты. На самом деле это столь же нелепо, как и утверждение о ненужности дерматологов вследствие свободной продажи гидрокортизоновой мази в аптеках. (Хотя широкая доступность квалифицированных гомеопатов позволила бы больным значительно уменьшить потребность в подобных медикаментах!) Г омеопатия как средство первой домашней помощи может применяться в самых разнообразных ситуациях, и для этого не требуется особой подготовки. Однако для лечения серьезных хронических или рецидивирующих болезней требуется овладение гомеопатическим мастерством в полном объеме.