После довольно широкого распространения пик- флоуметров (приборов, измеряющих поток выдыхаемого воздуха), естественным продолжением этого процесса стало соединение пикфлоуметров с компьютерами. Это абсолютно бесполезно при лечении астмы.
Дело в том, что гибрид пикфлоуметра и компьютера фиксирует не астматические явления (это возможно только во время приступа удушья), а легочную недостаточность и эмфизематозность дыхания (ослабление иннервации легких). Фиксирует, но не лечит.
Инициаторами бессмысленной компьютеризации при лечении астмы являются итальянская фирма «Космед» и английская фирма «Виталограф», которые организовали широкое распространение компьютеризированных пикфлоуметров у нас в стране через центр московского доктора В. Солопова. Это тот самый В. Солопов, который «обнаружил» эволюцию астмы там, где на самом деле имела место эволюция некомпетентности при лечении астмы.
Поддержанный и разрекламированный «Медицинской газетой» В. Солопов очень помог засорить наши лечебные учреждения компьютеризированными пикфлоуметрами, не имеющими практически никакого отношения к астме. Они имеют отношение только к легочной недостаточности, определение которой само по себе не требует даже секундомера. Приложив руку к грудной клетке больного, специалист производит элементарный подсчет длительности вдоха и выдоха. Применение компьютера в данном случае просто дорогая бессмыслица, о которой «Медицинская газета» (12.03.93) вдохновенно и без единого слова правды заявляет:
«Создана первая в стране компьютерная программа, позволяющая назначить индивидуальное лечение каждому конкретному больному, определить прогноз для каждого страдающего астмой и даже оценить для него степень риска внезапной смерти».
Цветные картинки легочной недостаточности, выдаваемые за характеристику заболевания астмой (правосторонней сердечной избыточности), конечно, придают медицинскому бизнесу солидность. Но надо бы и больных лечить.
При тяжелом состоянии больного и высокой степени риска его внезапной смерти врач иногда подстрахуется эуфиллином, но всегда назначит сильные бронхорасширяющие препараты, так как других указаний просто нет. Затем врач назначит больному ингаляции с бронхорасширителями и возложит ответственность за риск на «эволюцию» астмы. Все остальное — заботы самого больного. Воистину «каждому свое». А на столе врача будет красоваться бесполезный компьютер, принтер будет печатать цветные картинки легочной недостаточности, и это будет называться «первой в стране компьютерной программой лечения астмы».