Как уже указывалось, в исследовательских и прикладных целях психопатии часто объединяют в три большие группы: возбудимые, истерические и тормозимые.
Возбудимые психопаты характеризуются прежде всего вспыльчивостью, раздражительностью, легким возникновением приступов гнева, ярости, аффективными разрядами по любому, даже незначительному, поводу, периодически возникающими расстройствами настроения (эксплозивный вариант). Многие из них отличаются обидчивостью, жестокостью, злопамятностью, злобно-раздражительным фоном настроения (эпилептоидный вариант).
Истерические психопаты отличаются эгоцентризмом, театральностью, демонстративностью, «жаждой признания», лживостью, склонностью к фантазированию, внушаемостью. Наряду с этим отмечаются эмоциональная неустойчивость, обидчивость, вспыльчивость, возникновение сверхценных идей преимущественно ипохондрического содержания.
В категорию тормозимых включают астенических, шизоидных и психастенических психопатов. Астенические психопаты отличаются общей «нервной слабостью», повышенной утомляемостью, робостью, чрезмерной чувствительностью и вспыльчивостью, неуверенностью в себе, застенчивостью. Основные признаки шизоидной психопатии: аутизм, ранимость, холодность, отчужденность, парадоксальность реакций. Для психастенических психопатов характерны неуверенность в правильности своих поступков и решений, тревожность, робость, нерешительность. У каждого из вариантов тормозимой психопатии наблюдаются эксплозивные и истерические формы проявления.
В типологии характера, предложенной А. Е. Личко, в качестве основы используются виды психопатий, т. е. пограничных с патологией отклонений характера человека, и акцентуации, под которыми понимаются просто его заостренные черты. С помощью специально разработанного опросника производится оценка выраженности следующих типов характера: гипертимного, циклоидного, лабильного, астеноневротическо- го, сенситивного, психастенического, шизоидного, эпилептоидного, ис- тероидного, неустойчивого, конформного [22].
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Наблюдается постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность — с неразборчивостью в выборе знакомств. Люди этого типа легко осваиваются в незнакомой обстановке;плохо переносят одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Им присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции. Самооценка обычно неплохая, но нередко стараются показать себя более конформными, чем есть на самом деле.
Циклоидный тип. Фазы гипертимности и субдепрессии чередуются друг с другом. Длительность каждой из них может исчисляться неделями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, становятся вялыми домоседами, избегают компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности, подтолкнуть к суицидным мыслям и попыткам. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта самооценка бывает еще неточной.
Лабильный тип. Главная черта — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих причин. От настроения момента зависит все — и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем, от кого видят любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Всякого рода эксцессы избегаются. Своеобразная избирательная интуиция позволяет чувствовать, каково отношение окружающих, быстро распознавать симпатию и расположение, безразличие или даже затаенную неприязнь. Тяжело переносят психические травмы и особенно утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера.
Астеноневротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки.
Сенситивный тип. Две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость обычно внешняя. Робость и застенчивость выступают среди посторонних и в необычной обстановке. С незнакомыми трудны даже формальные контакты. С теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где становятся объектом недоброжелательного внимания окружающих, когда на репутацию падает тень или подвергаются несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Отказ отвечать предпочитают неправде.
Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в первых классах школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги за воображаемые неприятности и несчастья становятся выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Делинквентность и алкоголизация не свойственны. Самооценка далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Встречается тенденция находить у себя черты самых разных типов, включая совершенно несвойственные.
Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные эмоциональные контакты;эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется в неумении понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко. Трудно переносятся ситуации, где надо быстро устанавливать множество неформальных контактов, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно неполная — хорошо констатируются замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих; другие особенности подмечаются хуже, в самооценке иногда подчеркивается собственный нонконформизм.
Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состоянию злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Эти состояния длятся часами и днями, постепенно развиваясь и ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, могут достигать безудержной ярости. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Среди сверстников-подростков стремятся властвовать. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность откладывают отпечаток на всей психике — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно довольно однобокая: при отмечаемой приверженности порядку и аккуратности, нелюбви к пустым мечтаниям и предпочтению жить реальной жизнью в остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.
Истероидный тип. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, сочувствия. На худой конец предпочитается негодование или даже ненависть, но только не безразличие и равнодушие окружающих.
Все остальные качества связаны с этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей особы. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких чувств при большой внешней выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими претензиями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на лидерство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о былых удачах и похождениях. Товарищи вскоре их распознают, поэтому подростки истероидного типа часто меняют компании сверстников. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент лучше всего обратить на себя внимание.
Неустойчивый тип. Главная черта — нежелание трудиться: ни учиться, ни работать. Нехотя подчиняются при постоянном и строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанности и долга, достижения целей, которые ставят старшие, родные, общество. Рано выявляется сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Охотно подражают тем, чье поведение сулит наслаждения, смену легких впечатлений. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и алкоголизация. К родным любви не питают, семья — прежде всего источник средств для развлечений. Время проводят в пустой болтовне со случайными приятелями, глазеют на происходящее вокруг. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, живут настоящим, планов не строят. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать. Слабоволие и трусливость позволяют удерживать их в условиях строгого режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка неверная, приписывают себе конформные или ги- пертимные черты.
Конформный тип. Главная черта — чрезмерная и постоянная конформность к привычному непосредственному окружению. Это люди своей среды, их жизненное правило — думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы у них было «все, как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде — со временем усваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считается все, что поступает через привычный канал информации. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой обстановке. Нелюбовь к новому проявляется в неприязни к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется постоянной личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, крутые перемены, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.
Возможно также наличие смешанных типов, которые могут быть двоякими по своей природе. У одних промежуточных типов сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими, факторами; у других сочетания формируются «в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных условий» [22, с. 90].
Для К. Леонгарда основой выделения типов наряду с особенностями темперамента стали и особенности характера, что и позволяет рассматривать его типологию в категории типологий характера. В качестве дифференцирующих признаков Леонгард использовал акцентуации, которые он определил как индивидуальные черты, обладающие тенденцией к переходу в патологические состояния. Важно подчеркнуть, что акцентуация — это крайняя форма нормы.
В зависимости от преобладания той или иной акцентуации выделяются следующие типы акцентуированных характеров: демонстративный, педантический, застревающий, возбудимый.
Демонстративный тип остро выражается в истерической форме с характерными для нее эгоцентризмом, ненасытной жаждой внимания к своей особе, театральностью переживаний, склонностью к рисовке и позерству, вытеснению из сознания невыгодных для себя сведений. Педантическому типу свойственна заполненность сознания различными сомнениями, многочисленными незначительными сведениями, что приводит к нерешительности в принятии решений, когда возникает бесконечное стремление все предусмотреть, чтобы гарантировать избегание ошибочных действий. Застревающий тип отличается патологической стойкостью аффекта, глубоких переживаний, приводящей в своем развитии к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей. Возбудимому типу присуща импульсивность, нетерпеливость, ослабление контроля над влечениями, инстинктами, что приводит к развитию раздражительности, гневливости, характерным для эпилептоидного психологического типа.
Выраженность акцентуаций темперамента определили следующие его типы: гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожно-боязливый, эмотивный.
Для гипертимического типа характерно приподнятое настроение, сочетающееся с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и тенденцией постоянно отключаться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей, а резкая выраженность всего этого принимает форму гипоманиакальности. Дистимический тип проявляется в сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни, способствующей возникновению депрессивного состояния, замедленности духовной и физической жизни, пассивности в общении. Для аффективно-лабильного типа характерна тенденция к смене гипертимических и дистими- ческих состояний, когда радостные эмоции, жажда деятельности, повышенная говорливость, скачки идей сменяются подавленностью, замедленностью реакций, мышления, и наоборот. Аффективно-экзальтированный тип реагирует на жизнь более бурно, чем остальные, приходя в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Тревожно-боязливый тип проявляется в повышенной робости, покорности, неуверенности в себе, даже пугливости и тревожности. Эмотив- ный тип характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью, большей мягкосердечностью, жалостливостью, чем другие, глубокими переживаниями от общения с природой, произведениями искусства.
Оцениваются акцентуации экспертным способом. Различные акцентуации, даже противоположной направленности, могут сочетаться у одного и того же человека, тем самым образуя своеобразные формы поведения. По результатам проведения специальных исследований было установлено, что население ГДР, «во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей» [32, с. 13]. Хотя сам Леонгард был против применения стандартизированных опросников для определения психологического типа, его типология была использована для разработки методики для выявления типов акцентуаций — опросника Шмишека (Приложение 5). В этом случае считается, что у обследуемого проявляется акцентуация, если он набирает более 12 баллов по соответствующей шкале опросника.
Различия в существующих классификациях акцентуаций поднимают вопрос об их взаимном соотнесении. В частности, если сравнивать определения акцентуаций в классификациях Личко и Леонгарда, то ги- пертимную акцентуацию по Личко допустимо сопоставить с гипертеми- ческой акцентуацией по Леонгарду, циклоидную — с циклотимической,

лабильную — с аффективно-экзальтированной, сенситивную — с тревожно-боязливой, эпилептоидную — с возбудимой, истероидную — с демонстративной, психастеническую — с педантической.