Обобщение различных теорий и концепций позволяет сделать вывод о существовании двух относительно независимых направлений, относящихся к изучению наиболее обобщенных характеристик психики человека, изучению личности. Одно направление выделяет роль «первичных», базальных, индивидных свойств в организации и развитии личности, а другое рассматривает эти свойства как рядополож- ные, в значительной мере даже зависимые от «верхних», социальных уровней организации личности. В первом случае исходят из единых для всех основ психического развития, во втором предполагают его исходную уникальность для каждого. Но существуют теоретические, экспериментальные и практические основания в контексте первого подхода для разделения всех людей на несколько изначальных психологических типов, а в контексте второго — для их объединения в определенные группы на основе учета каких-то самых общих, например математических, закономерностей.
Поэтому в предметную область дифференциальной психологии естественным образом входят изучение и разработка психологических типологий, интерес к которым не ослабевает уже тысячелетия, и в связи с чем их существует великое множество. Среди этого множества можно выделить общие психологические типологии, построенные по общим психологическим свойствам личности (темпераменту, способностям, направленности и т. п.), и прикладные психологические типологии, разработанные в рамках отдельных отраслей психологии и в основном только ими используемые.
Методологический подход, связанный с выделением общих и прикладных психологических типологий, можно назвать типологическим. Исходным положением этого подхода является предположение о существовании психологического типа как первичной реальности. В соответствии с этим положением каждый человек с самого рождения принадлежит к тому или иному (а возможно, и к нескольким сразу) психологическому типу, что решающим образом определяет проявление его психических особенностей, его поведения.
Важнейшим средством сбора эмпирической информации для типологического подхода можно считать метод выявления контрастных групп, предполагающий выделение отдельных групп людей по альтернативным признакам, порой достигающим патопсихологического уровня выраженности. Такая принадлежность человека к определенному типу отражается на его самооценке, его способности к адекватной самоидентификации. Это обстоятельство, в частности, стало основанием для существования мнения, которого, например, придерживались К. Юнг и К. Леонгард, о невозможности применения при определении психологического типа опросных методов. В результате для этой цели получило распространение составление описаний характерного поведения представителей того или иного типа. Такие описания служат как бы шкалой, позволяющей со стороны, по поступкам и действиям человека осуществить его идентификацию.
Касаясь опросных методов психологического обследования, следует обратить внимание на так называемые тест-опросники, например приведенные в приложении «Ориентировочную анкету» и «Дифференциальный диагностический опросник». Такие методики обычно включают наборы характерных для разных психологических типов возможных ситуаций, в которых может оказаться обследуемый. Выбирая ту или иную ситуацию, он тем самым демонстрирует свои психологические предпочтения. Осознавая свой выбор, обследуемый познает себя и тем самым как бы сам себя относит к определенному психологическому типу. Тогда с позиции применяемых методов такое направление реализации типологического подхода можно обозначить как типо- лого-гностическое, а в случае применения описаний психологических типов — как типолого-графическое.
Переходя к рассмотрению другого методологического подхода, предполагающего объединение различающихся между собой людей в определенные группы, используя некие абстрактные закономерности, уместно привести мнение А. Анастази, объясняющее этот подход: «Хотя в обыденной речи людей часто характеризуют, например, как глупых или умных, возбудимых или спокойных, измерение любой психологической черты показывает, что степень ее выраженности у разных индивидов представляет собой непрерывную шкалу. В большинстве случаев она может быть описана с помощью кривой нормального распределения, имеющей максимум в центре и постепенно снижающейся к краям» [7, с. 8]. Использование математических оснований для объединения несхожих индивидуальностей позволяет обозначить такой подход дифференциальной психологии, как индивидуально-метрический.
Применение нормального закона распределения позволяет математически обоснованно измерить выраженность оцениваемого параметра или свойства в единицах стандартного отклонения, т. е. в результате нормирования полученных эмпирических данных. Поэтому направление индивидуально-метрического подхода, связанное с определением статистических норм изменения каких-то отдельных психологических параметров и свойств, может быть названо нормативным. Оно доказало свою эффективность особенно при решении задач профессионального отбора и в лечебной практике.
Другое направление индивидуально-метрического подхода можно обозначить как корреляционно-факторное, поскольку оно связано с применением факторного анализа результатов психологического обследования. В результате применения факторного анализа появились корреляционно-факторные модели личности.
Понятно, что адекватность индивидуально-метрического подхода в значительной мере зависит от корректности производимых при его реализации психодиагностических измерений. Это предъявляет определенные ограничения к методам психологической диагностики. Так, учитывая постулат индивидуально-метрического подхода, оценка результатов психодиагностического обследования должна проводиться, исходя из нормального распределения измерений. Как известно, в психодиагностике не все методики ориентированы таким образом. Для решения задач дифференциальной психологии неприемлемыми оказываются методики, с помощью которых производятся измерения психологических особенностей человека без сравнения с аналогичными показателями других лиц. К таким методикам относятся критериальноориентированные тесты, проективные методики, репертуарные личностные методики, применяемые для исследования индивидуальных семантических пространств. Конкретно к этой категории методик можно отнести методики «Карта личности» и «Репертуарные решетки» (Приложения 1, 2). Следовательно, в области дифференциальной психологии в качестве отдельного можно выделить раздел дифференциальной психодиагностики.
Определяя предметную область дифференциальной психологии, нельзя обойти проблему изучения психологических особенностей непсихологических типологий людей. Это типологии и классификации, определяемые различием по полу, возрасту, этнической принадлежности, характеру профессиональной деятельности, классовой принадлежности и т. п. Существуют различные мнения о необходимости включения этой проблемы в предмет дифференциальной психологии, так как адекватное ее решение возможно в рамках дифференциальной психофизиологии, возрастной психологии, этнической психологии, психологии труда, политической психологии и т. п. Но если рассматривать психологические особенности не с позиции их однозначной обусловленности какими-то непсихологическими факторами, а с позиции возможности преодоления этой однозначности, то тогда требуется выявление общих закономерностей организации психологических свойств разных непсихологических типологий. В этом случае становится необходимым решать рассматриваемую проблему средствами дифференциальной психологии.
Обращение к проблеме преодоления жесткой подчиненности психических особенностей человека биологическим и социальным закономерностям ставит вопрос о психологическом содержании процесса его индивидуализации. Когда приоритет в детерминации психического развития отдают биологическим факторам, то индивидуализация интерпретируется как отклонение человека в ходе жизни от обусловленного видовой принадлежностью своего сходства с другими. Если исходить из первичной психологической уникальности каждого человека, то следует учитывать возможность унифицирующего влияния общества, общественных норм на личность. Тогда индивидуализацию можно рассматривать как произвольное, сознательное избавление от такой унификации, возвращение человека к своему исходному состоянию. В любом случае индивидуализация трактуется как отличие конкретного человека от всех других, а методологический подход, связанный с ее изучением, можно назвать индивидуализационным.
Для изучения причин формирования специфических особенностей отдельного человека, отличающих его от всех других, в дифференциальной психологии адекватно используются биографические методы. При изучении психологических особенностей конкретного человека для обеспечения последующего целенаправленного воздействия на него с психотерапевтическими целями нашло применение персоналистское направление исследований. Кроме того, для решения проблемы соотношения наследственных и средовых факторов, или, в другой терминологии, биологических и социальных детерминант человеческой индивидуальности в дифференциальной психологии применяются методы генетической психологии.
Таким образом, выстраивается следующая схема предметной области дифференциальной психологии. Используются 4 методологических подхода: типологический, индивидуально-метрический, изучения психологических проявлений непсихологических типологий и классификаций, индивидуализационный. В зависимости от используемых методов в типологическом подходе выделяются типолого-графиче- ское и типолого-гностическое направления, в индивидуально-метрическом — нормативное и корреляционно-факторное направления. На несколько других основаниях в индивидуализационном подходе выделяются персонализм и направление генетической психологии. Но насколько приведенная классификация соответствует другим существующим мнениям о предмете дифференциальной психологии?
В 1896 г. А Бине и В. Анри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности», которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. Они писали: «Мы начинаем обсуждение нового предмета, сложного и практически неисследованного» [Цит. по: 7, с. 27]. Бине и Анри в качестве главных проблем дифференциальной психологии выдвинули две: во-первых, изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах и, во-вторых, открытие взаимоотношений психических процессов индивидуума, которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными.
Вводя понятие «дифференциальная психология», В. Штерн (1900 г.), обосновывал это тем, что в обыденном сознании название «индивидуальная психология», «психология индивидуальности» противопоставляется «социальной психологии» и «психологии народов». А дифференциальная психология «должна иметь своим предметом не только межиндивидуальные различия, но и различия между народами, сословиями, полами, возрастами и т. д., короче, весь круг проблем дифференциации» [58, с. 12]. По Штерну, дифференциальная психология «должна прежде всего исследовать те формальные закономерности, которые определяют реальность психического варьирования. Категория психической вариабельности (изменчивости) требует точного определения: предстоит наполнить содержанием понятия вариации, индекса вариабельности, ковариации;рассмотреть виды вариаций, типы и ступени; точно определить суть нормального, супер- и субнормального. Подобного же поиска общих ориентиров требует понятие корреляции, означающее связь нескольких вариативных рядов и подводящее к определению самой структуры индивидуальности. Особый ракурс приобретает и вопрос о причинности: следует спросить, какова роль в возникновении психических различий, с одной стороны, внутренних (наследственности, предрасположений), с другой стороны — внешних (влияния окружающего мира, воспитания, эталонов и норм и т. п.) причин. Наконец, изучение того, насколько внешне воспринимаемые психические проявления можно считать характерными признаками имманентных психических особенностей, ведет к обоснованию дифференциальной симптоматологии» [Там же, с. 12].
Несмотря на широту спектра поднятых проблем дифференциальной психологии, можно заметить, что особое значение, все же, Штерн, как и Бине с Анри, придает направлению изучения природы индивидуальности, процесса индивидуализации. Но в противовес такой позиции можно привести мнение другого основоположника дифференциальной психологии — А. Ф. Лазурского, считавшего, что личные особенности или наклонности составляют главный предмет изучения индивидуальной психологии, «которая пользуется этим материалом для достижения своей главной цели — подробного описания и классификации людских характеров» [30, с. 89].
Различие в приоритетах при определении предметной области психологии сохранилось и в дальнейшем. Так, для А. Анастази «объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии» [7, с. 6]. Какова природа этих различий, насколько они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индивидов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Получается, что в первую очередь необходимо измерить индивидуальные различия, а затем установить факторы, их определяющие. Кроме этого, по А. Анастази, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп — людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры.
Но акцент может переноситься именно на выявление причин ме- жиндивидуальных различий, развития индивидуальности. Например: «Определение источников индивидуальных вариаций психического — центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой» [37, с. 29]. Или: «Дифференциальная психология — и в этом ее отличие от других областей знания о человеке — ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей» [35, с. 24].
При этом считается, что для выявления причин индивидуальных различий важное значение приобретают методы генетической психологии. В их число обычно включают:
  • генеалогический метод, основанный на сравнении между собой людей, находящихся в различной степени родства;
  • близнецовый метод (сравнение между собой монозиготных близнецов, обладающих идентичным генотипом, и дизиготных, имеющих примерно половину общих генов, как и сибсы — т. е. дети одних родителей);
  • изучение приемных детей предполагает сравнение их характеристик с особенностями биологических и приемных родителей [там же, с. 69].

Когда в качестве центральной проблемы дифференциальной психологии выделяется проблема становления психологической неповторимости отдельного человека, оказывается уместным применение принципов системного подхода к исследованию индивидуальности человека, изучение «индивидуальных психологических различий как целостной системы свойств» [12, с. 3]. В этом случае исходным моментом в изучении индивидуальности принято считать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого. Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначил как интегральную индивидуальность — особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе.
Обобщая работы по дифференциальной психологии, А. В. Либин выделил следующие ее разделы (по уровню значимости): «(1) область индивидуальных различий; (2) область типологических различий; (3) область групповых различий» [35, с. 37]. При этом под групповыми различиями понимается характеристика людей с точки зрения возраста и пола, принадлежности к определенной расе и культурной традиции.
Соотнося эти положения и сделанные ссылки на другие получившие признание работы с предложенной выше классификацией методологических подходов дифференциальной психологии, можно сделать вывод об отсутствии между ними значимых противоречий.
Итак, предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные и групповые психологические различия людей. К специфическим методам дифференциальной психологии следует отнести метод выявления контрастных групп и методы дифференциальной психодиагностики. Наличие собственного предмета изучения и собственных специфических методов позволяет считать дифференциальную психологию отдельным разделом научной психологии.