Здесь мы остановимся лишь на некоторых, наиболее общих, источниках возникновения психосоматических, т. е. эмоционально обусловленных, заболеваний (Радченко, 2001). К ним относятся:
- Внутренний конфликт , конфликт частей личности (сознательного и бессознательного), единоборство между которыми приводит к «разрушительной победе» одной из них над другой.
Например, при злоупотреблении алкоголем в конфликт вовлечены две части личности, которые формируют разные модели поведения. Часть первая - «я пить не хочу, мне стыдно, мне плохо, я собою недоволен» - обвиняющая.
Вторая часть в конце концов не выдерживает: «Замолчи, ты мне надоела!» И заставляет замолчать первую единственным доступным для нее способом - употребив алкоголь. Обе эти части, как на чаше весов, доминируют попеременно, создавая глубокий внутренний конфликт.
- Мотивация или условная выгода. Это очень серьезная причина, потому что часто симптом несет условную выгоду для человека.
Например, если вы болеете, то внимание и забота к вам родных и близких усиливается. Если вы не хотите общаться (что-то делать), то головная боль, как предлог, может
освободить вас от этой необходимости.
Иногда болезнь сдерживает развитие другого, более тяжелого, недуга. Психоаналитики утверждают, что если больному вылечить язвенный колит, то у него сразу разовьется «прятавшийся» за колитом психоз. Понятие «сдвиг симптомов» было введено в традиционной медицине и психологии после признания того факта, что, «устраняемые с помощью терапии», они внезапно возникают в другой форме. Можно сказать, что симптомы «блуждают» от органа к органу, а пациент - от специалиста к специалисту.
Так как данный механизм работает на уровне бессознательного, то нет смысла объяснять его больному на уровне сознания. Если человеку попытаться объяснить, что болезнь для него выгодна, он, скорее всего, с этим не согласится. Особенно это характерно для истеричных людей. Они могут много ходить по врачам и пытаться вылечиться, но, как правило, если они чувствуют, что выздоровление близко, они находят уважительную причину, чтобы прервать лечение. В дальнейшем они будут жаловаться, что этот метод лечения или этот специалист тоже не смогли им помочь.
Если же терапевт действует достаточно энергично, а больной «пропускает» момент излечения, его может одолеть новая хворь, и о прежней болезни он уже и не вспомнит, как будто ее и не было. С учетом данного механизма иногда лучше не излечивать человека полностью, а лишь слегка облегчать его состояние. Это его, скорее всего, удовлетворит, так как он не нуждается в излечении, а его интересует сам процесс лечения, при помощи которого он демонстрирует свое страдание.
- Эффект внушения. В данном случае имеется в виду внушение со стороны другого человека. Если ребенку все время говорить, что он дурак, плохой, то велика вероятность, что он таким и вырастет. Предпочтительней при наказании говорить, что он хороший и умный, но поступил почему-то плохо или глупо. То же и со взрослыми людьми. Особенно опасно в этом смысле общение с врачами. Слово, сказанное врачом и неверно истолкованное пациентом, может глубоко проникнуть в подсознание и оказаться причиной развития или закрепления настоящей патологии.
- «Элементы органической речи». Болезнь может стать следствием физического воплощения фразы, а расхожие выражения «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу», «у меня на него аллергия» превратятся в реальные симптомы.
В этом случае болезнь можно рассматривать и как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Возьмем пример человека, который запретил себе плакать. В этом случае он может «плакать» телом, потеть, или у него появятся постоянные «непонятные» позывы к мочеиспусканию. Потребность в безопасности может спровоцировать излишнее отложение жировых тканей («броня») или кожные заболевания («вторая кожа»).
- Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Человек выбирает себе идеал и пытается ему подражать. Однако подобная имитация может, образно говоря, отстранить от собственного тела: живя все время в другой «ауре», человек в конце концов начинает от этого страдать. Особенно опасно бессознательное подражание родителям. Выполнение родительского сценария, возможно, является одной из причин наследственных заболеваний. Генетики могут возразить, что наследственные болезни передаются генами. Но они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, но далеко не все болеют. Может, родительский сценарий и является тем фоном, на котором наследственная патология начинает развиваться.
Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети болели теми же тяжелыми заболеваниями, что и их бабушки и дедушки, т. е. наши родители, именно мы должны постараться избежать этих заболеваний, изменить сценарий. К сожалению, сценарные нарушения плохо поддаются психологической коррекции, поэтому, возможно, их и отнесли к группе наследственных заболеваний: что заложено в генах, медицина изменить не может.
- Самонаказание. Это происходит, когда за совершенный неблаговидный поступок человек начинает бессознательно наказывать себя. Часто это результат того, что человек
поступает не так, как его воспитывали, и приводит к возникновению чувства вины, а вина ищет наказания. Вследствие этого могут развиваться болезни, а часто травмы. Кто-то за всю жизнь ничего, кроме царапин и ушибов, иметь не будет, а у кого-то в порядке вещей переломы и аварии. При обследовании травматологических отделений больниц было выявлено, что некоторые пациенты попадают туда регулярно. Получается, что человек бессознательно загоняет себя в ситуацию, где можно получить травму. - Болезненный, травматический опыт прошлого - самый серьезный, самый глубокий источник. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, вытесненные, забытые, но активно влияющие на поведение и здоровье человека из бессознательной части личности. Иногда они не забываются, периодически возникая, как картины из прошлого.
Еще одной очень важной причиной психосоматических заболеваний может быть алекситимия. Алекситимия (от legere (лат.) - читать и thymos (греч.) - чувство) - понятие, обозначающее неспособность человека к осознанию, выражению и описанию собственных чувств, эмоциональному резонансу. Ограничение этой способности особенно выражено у психосоматических пациентов.
Согласно современным представлениям, алекситимия является психологической характеристикой человека, определяемой следующими особенностями:
- трудность в распознавании и определении собственных эмоций и чувств;
- затруднения в определении различий между чувствами и телесными ощущениями;
- сниженная способность к символизации, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям;
- сосредоточенность в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
У психосоматических пациентов крайне обеднена способность выражать свои ощущения и переживания, особенно конфликтного характера. Их словарный запас для этих целей так же беден, как и внутренняя способность распознавать свои чувства. Как правило, это социально хорошо адаптированные личности, а симптом алекситимии является ответом на семейный запрет с самого детства выражать себя и свои чувства. На смену возможности чувственно перерабатывать реальность приходит жесткое следование социальным нормам и правилам. Тогда язык органов, болевые ощущения становятся «неудобной» попыткой тела интегрироваться с душой человека.